Введение
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
1.1. Принципы обучения на основе различных педагогических
1.2. Особенности технологии обучения
ГЛАВА 2. РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
2.1. Реформаторские движения,
2.2. Значение реформаторских идей Петерсона в построении
ГЛАВА 3. НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ
3.1. Особенности
3.2. Значение
Заключение
Список литературы
Актуальность темы заключается в том, что новые условия жизни, обусловленные социально-экономическими факторами, сменой менталитета общества, изменением ценностных ориентаций и высокими требованиями к духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности практически в каждой стране мира ставят перед ее образовательной системой сложные задачи. В настоящее время в ряде стран Западной Европы получило распространение учение немецкого педагога первой половины XX века Петера Петерсена под названием «Йена-план-школа». Оно представляет собой технологию, ставящую задачу радикально изменить подход к организации обучения и воспитания детей. В идеях и педагогической деятельности немецкого педагога-реформатора, профессора Йенского университета Петера Петерсена, воплотившего в жизнь модель учебно-воспитательного учреждения Йена-план, не утратившего значимость и по сей день.
Исходя из того, что доминирующим направлением в педагогической деятельности является формирование целостной личности ребенка и развитие ее различных сторон в учебно-воспитательном процессе. Поэтому актуальным является обращение к идеям построения школы П. Петерсена.
Цель исследования: рассмотреть пути реализации идей организации образовательного процесса на основе концепции школы «йена-план».
Объект исследования: образование современных школ.
Предмет исследования: процесс образования в современных школах.
Задачи:
- Рассмотреть концептуальные основы педагогической технологии «Йена-план» Изучить особенности технологии обучения «йена-план».
- Изучить особенности обучения в условиях реализации образовательного процесса на основе концепции школы «йена-план».
- Рассмотреть современные средства, формы и методы реализации концепции школы «Йена-план».
- Дать методические рекомендации по совершенствованию образ процесса российской школы на основе концепции «йена-план»
Методы исследования:
- Теоретический:
- анализ литературных и интернет-источников;
- обобщение полученной информации.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применимы в процессе образования в современных школах.
Структура работы представлена введением, тремя главами в шести параграфах, заключением, списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОРАГНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СИСТЕМАМ
1.1 Принципы обучения на основе различных педагогических систем
В ведущих странах мира постоянно разрабатываются новые модели и механизмы воспитания и обучения. За несколько эпох педагогических теорий было создано немало.[1]
Они не только имели большую популярность на этапах создания, но и остались популярными в использовании в современное время.
Д. Дьюи создал педагогическую теорию о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанного на самостоятельном «делании».
Уильям Килпатрик в своей теории представлял школу как инструмент демократии в сфере образования. Традиционную школу необходимость школьных учебных программ и классно-урочную систему он отвергал.
Он предлагал построить учебный процесс на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся, организовать их деятельность в социальной среде.
Им была создана оригинальная технологию обучения по методу проектов. Согласно этой теории учащиеся получают знания и умения, а в процессе выполнения заданий учителя постепенно усложняют их.
Педагог выделил следующие типы проектов: созидательный, потребительский, проблемный и проект-упражнение.
Педагог считал, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.
Он противопоставлял ориентации школы на традиционные учебные предметы, рассматривал учение как ориентацию в конкретных жизненных ситуациях.
Школьный учебный процесс должен быть направлен, по мнению Килпатрика, на осмысления ребенком переустройства окружающей действительности.
Карлтон Уолси Уошберн разработал систему индивидуального обучения «виннетка-план».
Это система индивидуализированного обучения базировала на индивидуализации темпа и содержания обучения. Ученики осваивали определенный объем знаний, умений и навыков.
Регулярно проводилась проверка, показывающая насколько ученик приблизился к заранее намеченной цели обучения. При неудовлетворительном результате ученику выделялось дополнительное время и дополнительный материал.
Кроме того, осуществлялась и совместная групповая работа, дающая возможность взаимодействия в коллективе.
Групповая деятельность позволяла ребенку самореализоваться. На основе идей «виннетка-плана» было разработано программированное обучение: учащиеся самостоятельно осваивали учебный материал в оптимальном для них временном режиме, а затем занимались групповой внеучебной деятельностью.
Иной вариант индивидуализированного обучения предложила Хелен Паркхерст. Она разработала систему дальтон-плана.
По дальтон-плану учащимся предоставлялась свобода в выборе занятий, изучения различных учебных предметов, использовании своего рабочего времени.[2]
Годовой объем учебного материала разбивался на месячные разделы – «подряды», которые, подразделялись на ежедневные задания. В начале учебного года каждый ученик заключал с учителем договор («контракт») о самостоятельной проработке определенного задания в намеченное время.
https://clck.ru/SUse5
https://clck.ru/SUsfv
Давис И. Народные школы в Германии. Юрьев, 2016. – 90с.
Декроли О., Моншамп М. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности посредством воспитательных игр: Пер. с франц. Н. Б. Мчелидзе. – Париж, 2015.
Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М.: ПОР, 2015. – 352с.
ДьюиДж. Школа и общество: Пер. с англ. – М., 2017.
https://clck.ru/SUsfC
Йена-план школа. Из опыта работы Йена-план школ в Нидерландах и Германии. – СПб., 2017.
Йена-план школа: В 3 т. / Под ред. Н. П. Литвиновой. – СПб., 2016. –Т. 2. – С. 13–17.
Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации: Пер. с нем. – СПб., 2015.
Образцова Л.B. Альтернативные школы. Марбург: Изд-во Филлиппс –Университет, 2014. – 142с.
Образцова Л.В. Реформаторы школы и педагогики Германии. Марбург: Изд-во Филлиппс –Университет, 2015. – 100с.
Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII начала XIX в. – М.: Изд-во АПН РФСР, 2014. – 200с.
Содержание и формы учебно-воспитательной работы экспериментальной модели «Йена-план школа». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/SUsjA
Содержание и формы учебно-воспитательной работы экспериментальной модели «Йена-план школа»: Из опыта экспериментальных школ Германии первой трети XX века. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/SUskD.
Межвоенный этап новой истории на Западе. [Электронный ресурс]. URL: https://lektsii.org/9-78584.html
Методики преподавания в школах [Электронный ресурс]. URL: https://www.7ya.ru/article/Metodiki-prepodavaniya-avtorskie-razvivayuwie-netradicionnye/ (дата обращения 15.05.2018).
Современные методы обучения [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php (дата обращения 15.05.2018).