Введение
1 Банковский менеджмент: особенности функционирования и перспективы развития
1.1 Необходимость и особенности банковского менеджмента
1.2 Этапы развития банковского менеджмента
2 Организация банковского менеджмента в банке
2.2 Механизм банковского менеджмента банка
2.7 Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности банка
2.3 Современный статус компании, её достижения
2.4 Структура корпоративного управления
2.2 SWOT - анализ Альфа-Банка
3 Рекомендации и мероприятия по улучшению банковского менеджмента
3.1 Проблемы действующей системы управления банковскими рисками в АО «Альфа-Банк»
3.2 Разработка эффективной системы управления банковскими рисками в АО «Альфа-Банк»
3.3 Рекомендации по улучшению банковского менеджмента в АО «Альфа-Банк»
Заключение
Список использованных источников
Банковский менеджмент – это система управления кредитной организацией, основанная на использовании современных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики. Она представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели.
У банковского менеджмента коммерческого банка есть объект и предмет. Объектом практической деятельности в рамках банковского менеджмента в коммерческом банке выступает управление денежными потоками, связанными с банковскими клиентами, а также анализ финансовых операций, производимых банком.
К предметам банковского менеджмента относят: разработка и использование методик, инструментов и систем рационального построения планирования, реализация финансовых операций, таких как привлечение средств от клиентов и размещение находящихся в распоряжении банка ресурсов (включая выдачу кредитов и инвестирование).
Между всеми компонентами банковской структуры должен обеспечиваться обмен информацией, что позволит координировать усилия. Если же подразделения сотрудничают неэффективно, то процесс принятия стратегических решений усложняется, затрудняется применение схем оценки достоинств и недостатков предлагаемых альтернатив, что в конечном счете приводит к ухудшению показателей функционирования коммерческого банка в целом.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Разработкой данной темы занимались такие ученые как Бригхем Ю., Гапенски Л., Гаврилова М. А. и другие.
Предметом изучения является менеджмент.
Объектом изучения являются АО «Альфа-Банк»
Целью данной работы является изучение особенностей банковского менеджмента на примере АО «Альфа-Банк» в Краснодаре.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
– изучить банковский менеджмент: особенности функционирования и
перспективы развития;
– описать требования, предъявляемые к качеству менеджмента;
– изучить организацию и механизм финансового менеджмента в банке;
– и мероприятия по улучшению банковского менеджмента;
– предложить рекомендации по улучшению банковского менеджмента.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение.
1 Банковский менеджмент: особенности функционирования и перспективы развития
1.1 Необходимость и особенности банковского менеджмента
Существование банковского менеджмента как отдельного вида деятельности в кредитных организациях определяет специфику его функционирования и управления. Цель каждой экономической системы, в том числе и банковской, заключается в повышении эффективности ее функционирования и обеспечения стабильного роста. Снижение результативности работы банковских организаций на макроуровне является одним из ключевых факторов возникновения отрицательных моментов в экономике и может стать причиной экономических кризисов[1].
Такую эффективность, в первую очередь, может обеспечить банковский менеджмент. Для начала определимся с понятием «менеджмент». В экономической науке нет единого определения данного понятия, однако в наиболее общем виде можно дать следующую формулировку: «Менеджмент – это рациональное достижение целей организации посредством эффективного управления в условиях рыночной экономики»
Банковский менеджмент можно определить, как самостоятельный вид управления, в решении задач которого, помимо извлечения максимальной прибыли, входит также решения определенного рода вопросов. Основная цель банковского менеджмента – комбинация и грамотное применение специфических методов и имеющихся ресурсов для решения текущих и целевых задач. Решение всех имеющихся вопросов, связанных с эффективным банковским менеджментом, реализуются в рамках достижения единой стратегической цели, и предусматривает создание единой комплексной системы. Ее основное предназначение заключается в длительном обеспечении стабильной, конкурентоспособной работе банка, удовлетворении потребностей клиентов, разработке новых продуктов, с применением новых информационных, инновационных банковских технологий международного уровня [3].
Предпосылки многих неудач в банковской деятельности скрываются в ошибочной организации банковского менеджмента и неграмотно выбранной стратегии. Зачастую менеджмент в банке строится на видении одного человека или небольшой группы людей, при этом игнорируется мировой опыт. Накопленные внутренние проблемы, нескоординированная работа всех структурных подразделений приводит к отрицательным результатам.
Поэтому каждый банк при формировании своей стратегии должен учесть и разработать комплекс мероприятий, позволяющий минимизировать вероятность возникновения убытков при сохранении определенного уровня прибыли.
К объектам управления банковского менеджмента относятся:
– банковские операции(активные, пассивные и внебалансовые, а также их объемные и качественные показатели (уровень риска, ликвидность, прибыльность);
– результаты деятельности;
– персонал банка.
Субъектом банковского менеджмента выступают внешние и внутренние органы управления кредитной организацией. К внешним органам относятся: государство, в лице Центрального Банка РФ, который является мегарегулятором. Принятие локальных решений банка осуществляется внутренними органами, такими как Совет директоров, исполнительными органами управления, а также руководителями структурных подразделений [7].
В связи с этим банковский менеджмент акцентирует свое внимание на следующих направлениях:
– ориентация банка на максимальном удовлетворении потребностей клиентов с целью обеспечения максимальной прибыли;
– минимизация затрат и издержек;
– оценка рисков;
– внедрение и использование современных информационных ресурсов;
–квалифицированное управление персоналом.
Абубакаров К.М. Корпоративный контроль как важнейшая функция управления корпорацией // Вестник Чеченского государственного университета. 2018. № 2 (30) С. 89-94
Банковский менеджмент: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОУС, 2018. 560 с.
Банковское дело: учебник для вузов / Е.П. Жарковская. – Москва: Омега-Л, 2017.476с.
Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс: в 2 т. / пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Ин-т «Экономическая школа», 2019.
Гаврилова, М. А. Городничева // Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 5 (48)
С. 78-82.
Коваленко О. Г. Банковский финансовый менеджмент и проблемы эффективного управления//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 1 (12). С. 70-72.
Костерина Т.М. Банковское дело: учебник для бакалавров. 2 изд. -М.:Юрайт, 2018. - 173-174 с.
Кулакова А.Ю., Специфика современного банковского менеджмента//Тенденции развития экономики и менеджмента. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №4 г. Казань, 2017. с.184-186
Мардас А.Н., Гуляева О.А., Кадиев И.Г. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата. 2 изд.- М.Юрайт, 2018. - 287 с.
Никулина, И. Е. Современные теории банковского менеджмента / И. Е. Никулина // Вестник Томского государственного университета. - 2019.
№ 267. - С. 56-61.
Розанова, Н. М. Риск-менеджмент в современном банковском бизнесе /Н. Н. М. Розанова. Международный научный журнал «Инновационная наука». - № 6 - 2018. - С. 115-117.
Роуз П.С. Банковский менеджмент: пер. с англ. М.: Дело Лтд, 2019.
Степанов, А. И. Современные методы digital-маркетинга в продвижении банковских организаций / А. И. Степанов // Карельский научный журнал. - 2018. - № 2 (23). - С. 121-124.
Трифонов, Д. А. Место риск-менеджмента в общей стратегии управления банков / Д. А. Трифонов // Вестник Волгоградского государственного университета. - Сер. 3 - № 2 (17). - 2019. - С. 169-173.
Умарова К. А. Управление активами и пассивами в коммерческом банке / К. А. Умарова, А. Т. Идирисова // Международный научный журнал «Инновационная наука». - № 5 - 2017. - С. 110-113.
Шершнева Е. Г. Банковский менеджмент: учебное пособие / Е. Г. Шершнева, Е. С. Кондюкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 112 с.
Хорн Д. ван, Вахович Д. Основы финансового менеджмента: пер. с англ. М.: Вильямс, 2018. 1232 с.
Ягодкина, И. А. Системное управление рентабельностью банка как фактор его конкурентоспособности / И. А. Ягодкина // Современная конкуренция. - 2018. - № 1 (37) - С. 129-132.