ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ
1.1. Диагностика неотложных состояний у детей
1.2. Виды состояний у детей,
помощь
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
2.1. Особенности оказания помощи детям
2.2. Ошибки при оказании неотложной помощи детям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Неотложная помощь детям - вид медицинской помощи, оказываемой в экстренном порядке при развитии патологических состояний, угрожающих здоровью и жизни ребёнка.
Проблема неотложных состояний у детей занимает одно из центральных мест среди всех разделов клинической педиатрии. Развитие угрожающих жизни состояний в детском возрасте обусловлено многими факторами, в том числе анатомо-физиологическими особенностями.
Успех в оказании экстренной помощи во многом зависит от правильной диагностики и выбора необходимых лечебных мероприятий. При этом требуется решительность, оперативность и умение организовать необходимую помощь, чтобы ликвидировать угрожающее состояние.
При неотложных состояниях бездействие в большинстве случаев недопустимо и может быть губительным для пациента. Неотложная помощь потому и считается таковой, что её концептуальной основой служит коррекция нарушенных функций. Обычно врач оказывая неотложную помощь детям должен принимать решения немедленно, и правильность решения проверяется в большинстве случаев ближайшим результатом.
Методы оказания неотложной помощи детям постоянно совершенствуются с учетом новейших достижений в медицинской науке вообще и педиатрии в частности.
Цель: Определить основы оказания неотложной помощи детям.
Задачи:
- рассмотреть виды патологических состояний у детей, при которых необходима неотложная помощь;
проанализировать специфику организации и оказания неотложной помощи детям;
выявить ошибки при оказании помощи детям и их предупреждение.
Объект исследования: оказание неотложной помощи.
ГЛАВА 1. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ
- Диагностика неотложных состояний у детей
В условиях работы врача СМП существуют несколько особенностей, определяющих специфику диагностического процесса. Отсутствие постоянного наблюдения за больным. Возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре. Анатомо-физиологические отличия детского организма. Нередко низкая санитарно-бытовая культура населения. Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни. Первоочередная задача осмотра - выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания. При постановке диагноза врач СМП, в отличие от большинства врачебных специальностей, должен идти от следствия к причине. При осмотре ребёнка сохраняются основные принципы пропедевтики, однако каждый этап имеет свою специфику: вместо сбора анамнеза и мытья рук врач первоначально оценивает степень нарушения витальных функций и необходимость проведения экстренных лечебных мероприятиях по жизненным показаниям; затем определяется состояние центральной нервной системы, центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполняются неотложные мероприятия. Анамнез - важная составляющая экстренной диагностики на догоспитальном этапе. Ребёнок раннего возраста мало жалуется, фантазирует, а родители часто не имеют достаточной наблюдательности, опыта и идут на поводу вопросов врача. Кроме того, один из родителей может заведомо искажать сведения, особенно, если что-то случилось по его недосмотру. В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится по данным анамнеза и только в 30% случаев - по результату физикального обследования.
Ограниченность времени заставляет врача СМП собрать только необходимые данные для выработки своевременного тактического решения и определения объёма неотложных мероприятий. Физикальное обследование Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также коррекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют. Врач приступает к типичному обследованию больного в случае стабильного состояния ЦНС, центральной гемодинамики и дыхания. Сложность оценки физикального обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторного и речевого развития.
1. Пропедевтика клинических дисциплин: / В.М. Нечаев, Т.Э. Макурина, Л.С. Фролькис. -2-е изд., перераб. и доп. – М: ГЭОТАР – Медиа,2019. 808 с. : ил.
2. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018
3. Отвагина Т.В. Неотложная медицинская помощь. Учебник. -3-е изд. Р н/Д. –Феникс. -2015. -251 с. /гриф Минобр.РФ/
4. Клинические рекомендации (протоколы) по скорой медицинской помощи. С.Ф. Багненко. М, 2015 год.
5. Алгоритмы оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации. Пособие для медицинских работников выездных бригад скорой медицинской помощи. Санкт-Петербург, 2018 год.
6. Неотложная педиатрия: национальное руководство / под ред. Б. М. Блохина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 832 с. : ил