Введение
Глава 1. Феномен постмодернизма в литературе второй половины ХХ века
1.1 Понятие о литературе постмодернизма
1.2 Происхождение и тенденции развития литературы постмодернизма
1.3 Приемы, характерные для представителей постмодернизма
Глава 2. Томас Пинчона как ключевая фигура постмодернистской литературы второй половины ХХ в.
2.1 Томас Пинчона как один из наиболее интересных, значительных и цитируемых представителей постмодернистской литературы США
2.2 Поэтика романов Томаса Пинчона
2.3 «Радуга тяготения» как основной постмодернистский труд Пинчона.
Заключение
Литература
Томас Пинчон входит в число наиболее признанных критикой американских писателей за последние пятьдесят лет; особенно это заметно, когда мы говорим о соответствующих научных работах. Существует два научных журнала, чьей исключительной тематикой является творчество Пинчона, а также влияние, оказываемое им (Pynchon Notes и Orbit: Writing Around Pynchon). Помимо этого, свыше двадцати монографий посвящены его творчеству и начиная с 1978 года были защищены 23 докторские диссертации, целиком или частично рассказывающие о работах Томаса Пинчона. Похоже, эта тенденция только растёт: при всём уважении к известному высказыванию Джойса столетней давности, кажется, будто именно Томас Пинчон продолжит занимать учёных. Впрочем, нетрудно понять причины этого явления. Пинчон - человек-загадка. Он отказывается давать интервью, его снимков практически не существует, притом именно он написал книги, являющиеся выдающимися образцами послевоенной литературы. К ним относятся, в частности: «V.», «Радуга тяготения», «Выкрикивается лот 49» и «Мэйсон и Диксон». Его романы зачастую служат иллюстрацией понятия «постмодернизм»: напичканы паранойей, неопределённостью и неудачным повествованием-«квестом». Ко всему прочему, что Пинчон - писатель крупно-исторического калибра. «V.» охватывает бóльшую часть решающих моментов истории XX века. «Радуга тяготения» переосмысляет 60-е с позиций недавней Второй мировой войны и истории кальвинизма (включая флэшбэк с охотой на додо). В романе «Мэйсон и Диксон» прослеживается взаимосвязь одноимённых протагонистов с эпохой Просвещения, а также с культурой рабовладения на территории США. Если же и этого недостаточно, его романы междисциплинарны: на их страницах мы встречаем образы и метафоры из области науки и техники, картографии, поп-культуры, мультипликации, а ещё известные каламбуры, инсайдерские шутки математиков, вопиющие имена героев (а также вопиющие сексуальные практики) и возвышенные стихотворения в прозе.
Помимо всех вышеупомянутых вещей, наиболее важно то, что Пинчон - сам по себе писатель, подкованный в сфере политики и этики.
«Радуга тяготения» отнюдь не только дремучая постмодернистская тягомотина. Среди всех обозначенных в романе положений одним из центральных является то, что всё зло человеческое, как и окружающая природа, «не знает вымирания, а лишь преображение», перемещаясь в пространстве и времени по направлению к новой локации, существуя за пределами нуля какой бы то ни было «павловской» дезадаптации и непременно собирая вокруг себя институты власти, ровно как это и воплощено в финале «Радуги», единоамериканским, транслантическим V-2/ICBM. Этим невероятным моментом Пинчон подчёркивает, что за технологическим и экономическим превосходством Штатов образца двадцатого столетия лежат тёмные тайны операции «Скрепка» и перерождения политиков правого толка, считавшихся устранёнными от власти в ходе Второй мировой войны.
Предмет исследования. Особенности постмодернистской литературы второй половины ХХ века в произведениях Т. Пинчона.
Глава 1. Феномен постмодернизма в литературе второй половины ХХ века
1.1 Понятие о литературе постмодернизма
Постмодернизм, как культурное явление достаточно ново в литературоведении. Стоит отметить, что наряду с понятием «постмодернизм» стоят такие синонимы как «постструктурализм», «поставангардизм», «трансавангардизм». Возникновение такого нового культурного веяния произошло в 60-70 гг, разработанных в рамках действующего на то время новшества постструктурализма во Франции, где данные концепции составили философскотеоретическую базу. Точное, закрепившееся в словарях понятие постмодернизма еще не было выявлено вследствие новизны темы и исследований, все еще проходящих касательно этой темы.
Термин «постмодернизм» обозначен для того, чтобы охарактеризовать современную литературную и общекультурную ситуацию, комплекса эпистемологических, философских, научно-теоретических и эмоциональноэстетических представлений. На сегодня данный термин рассматривается не только как универсальная категория культуры ХХ века, но и как средство выражения «духа времени» во всех аспектах человеческой деятельности: социологии, философии, экономике, политике и искусстве.
Существуют два типа толкования понятия «постмодернизм» - так называемый исторический подход, при котором данный термин рассматривается как общеэстетический феномен культуры в 60-90-е годы ХХ столетия. И для данного подхода выделяются следующие аспекты его характеристики: определенная историческая почва, особый тип сознания и специфическая художественная практика. Под определенной исторической почвой мы понимаем на каких основаниях создавался постмодернизм в период идеологического кризиса общества с осознанием угрозы самоуничтожения человечества, разочарования моноцентрических идеях, когда люди устали от усредненности, стандартизации, подражательности и маловыразительности уже к концу 50-ч годов. В ответ на это возникала сплошная относительность, отсутствие каких-либо универсальных норм.
Постмодернизму свойственно свое мышление, абсолютно хаотичное, неструктурированное, фрагментарное в отличие от модернизма с его целостной и ясной системой. Для искусства теперь нет возможности выразить абсолютную истину, постмодернизм запрещает это сделать. Представление о мире как о хаосе, бессмысленном и непознаваемым, порожденное кризисом ранее существовавших ценностей – все это свойственно постмодернизму. Это объясняет необычную форму восприятия мира под названием постмодернистская чувствительность, отрицающая какие-либо существующие системы ценностей и приоритетов. Единственное, что может существовать в такой системе только ироничность, пародирование, обесценивание самых главных ценностей морали как личностных, так и социальных. Отсутствие определенной системы морально-этических принципов и оценок обозначает существование такого мироощущения. Объектом постмодернистов является хаотичное, разорванное сознание личности, которое наиболее адекватно отражает процесс ассоциативного восприятия мира. Все это ведет к специфичности художественной практики, в центре которой лежат сближение и смешивание разных литературных направлений и использование ряда приемов и средств, являющихся основой постмодернизма, как культурного феномена. Таким образом постмодернизм предстает перед нами как очередное звено в цепи сменяющих друг друга культурных эпох.
Касательно другого подхода, трансисторического, стоит отметить, что он гораздо шире по смыслу. Н.В, Киреева приводит пример, что независимо от времени, в каждой культуре существовали подобные ситуации, где в период кризиса, ведущим культурным движением был постмодернизм, что приходил на смену вымирающих ценностей общества. Итальянский ученый и писатель У. Эко отмечал, что «постмодернизм – не фиксированное хронологическое явление, а некое духовное состояние», и что «у любой эпохи есть собственный постмодернизм»[1].