ВВЕДЕНИЕ
Методы исследования:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
1.1. Проблема физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
1.2. Психолого-педагогические условия организации физического воспитания дошкольников
1.3. Роль подвижной игры в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
2.1. Диагностика уровня физического развития детей
2.2. Реализация психолого-педагогических условий при организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества все более актуальной становится педагогическая работа, направленная на физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем посредством формирования интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни.
На сегодняшний день количество детей со II и III группой здоровья преобладает в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание является важнейшим элементом становления личности ребенка, его психофизиологического развития, оказывающего впоследствии значительное влияние на его жизненную активность, самореализацию. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом воспитания у детей культуры здоровья и ценностного отношения к здоровому образу жизни. Особенно важным вопрос физического воспитания является в случае ослабленного здоровья детей.
Согласно требованиям ФГОС, содержание образовательной области «Физическая культура» является интегрированным с образовательной областью «Здоровье», что определяет целостный подход к физическому, психологическому и социальному благополучию детей дошкольного возраста [42].
Физическая культура в этом отношении выступает не только средством развития физических качеств детей, но и важным компонентом духовно - нравственного воспитания дошкольников. Важную роль в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем играет позиция педагога, его видение процесса физического воспитания, стремление использовать вариативные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности, развивать у детей живой интерес к занятиям физической культурой.
Теоретические основы исследования. Проблема физического воспитания, развития физических качеств у детей с ослабленным здоровьем вусловиях ДОО находит свое отражение в работах Т. В. Вантеевой, Л. Н. Волошиной, И. В. Железновой, Л. П. Кудалановой, И. Г. Демьянюк, С. В. Кожевниковой, А. А. Модестова, Н. Н. Кожуховой, С. А. Косовой и др. Одним из эффективнейших средств физического воспитания дошкольников являются подвижные игры (О. В. Гударева, М. Н. Кирпичева, Н. М. Крылова).
Объект исследования - процесс физического воспитания.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявить психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
Проанализировать полученные результаты и дать методические обоснования по организации физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем.
Методологическая основа исследования - положения культурноисторической теории развития Л. С. Выготского, в частности, положение о роли среды в развитии ребенка; подходы к изучению организации физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОО (Т. В. Вантеева, Л. Н. Волошина, И. В. Железнова, Л. П. Кудаланова, И. Г. Демьянюк, С. В. Кожевникова, А. А. Модестов, Н. Н. Кожухова, С. А. Косова и др.).
Практическая значимость исследования представлена тем, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей психологопедагогической работе с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем с целью повышения уровня физического развития, а также в консультировании родителей по вопросам оказания помощи ребенку в его физическом и психическом развитии.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы), обобщение педагогического опыта;
- эмпирические (наблюдение, диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа содержит три таблицы и один рисунок
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
1.1. Проблема физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
На сегодняшний день все более актуальными являются вопросы физического воспитания, формирования сознательного отношения детей к здоровью, здоровому образу жизни, поскольку обществу необходимы активные, творческие, физически и психически здоровые люди.
В определении уровня здоровья детей выделяют пять групп:
- группа - здоровые дети, которые не имеют никаких отклонений по показателям здоровья;
- группа - здоровые дети, среди них могут быть дети, которые часто болеют, с «риском» возникновения хронической патологии;
- группа - больные дети, имеющие хронические заболевания, не в тяжелой форме и в стадии компенсации;
- группа - дети, имеющие хронические заболевания, врожденные пороки, в состоянии субкомпенсации;
- группа - дети, имеющие тяжелые хронические заболевания, с врожденными пороками в стадии декомпенсации [27].
Дети, относящиеся по состоянию здоровья ко 2 и 3 группе, определяются как «дети с ослабленным здоровьем». Это дети, которые часто болеют, имеют риск возникновения хронической патологии, или дети, здоровье которых ослаблено вследствие перенесенного заболевания.
Дети с ослабленным здоровьем испытывают состояние соматического дискомфорта, некоторое неблагополучие со стороны отдельных органов и систем организма. Причины такого состояния могут быть разными - недосыпание, неправильное питание, переутомление. Также это состояние может быть вызвано повышенными физическими нагрузками.
Дети с ослабленным здоровьем подвержены частым и длительным острым респираторным заболеваниям, приводящим не только к снижению иммунитета, но и к формированию хронических патологий в органах дыхания, это обусловливает отставание в физическом и нервно-психическом развитии [21].
Дети с ослабленным здоровьем характеризуются также склонностью к эмоциональному дискомфорту, смене настроения, они чаще бывают вялыми, апатичными, что требует специального внимания со стороны педагогов и родителей в сфере физического воспитания детей данной категории.
Под физическим воспитанием понимается формирование компетенций детей с ослабленным здоровьем в отношении здорового образа жизни, формирование ценностного отношение к занятиям физической культурой.
Одним из главных условий, работающих на повышение качества физического воспитания детей с ослабленным здоровьем, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в ДОО, когда на смену знаний, умений и навыков приходит понятие компетентности. Воспитание компетентности в большей степени, по сравнению с традиционным воспитанием, ориентировано на личностное развитие ребенка, формирование у него культуры здорового образа жизни, способности к рефлексии, принятию ценности здоровья и занятий физической культурой, формирование основ саморегуляции.
Реализация данного подхода должна осуществляться уже в дошкольном возрасте, поскольку в этот период закладывается фундамент физического и психического здоровья личности ребенка. Именно поэтому так важно уже на данном этапе воспитывать правильное отношение к занятиям физической культурой, развивать у детей потребность в здоровом образе жизни [19].
Основными задачами физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в условиях ДОО выступают следующие аспекты:
- формирование представления о том, что утренняя зарядка, физические упражнения способствуют хорошему настроению, восстанавливают силы;
Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Б.А.Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - Санкт Петербург : ЛГОУ, 2019. - 324 с.
Бернштейн, А.Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / А.Н. Берхнштейн. - Москва, 2016. - 324 с.
Благуш, П.К. О теории тестирования двигательных способностей [Текст] / П.К. Благуш. - Москва : Физкультура и спорт, 2017. - 234 с.
Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М. Боген. - Москва : Физкультура и спорт, 2016. - 213 с.
Булкин, В.А. Развитие силы и ловкости у подростков, средствами и методами физического воспитания [Текст] / В.А. Булкин. - Москва : Академия, 2018. - 325 с.
Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник [Текст] / А.А. Васильков. - Ростов на Дону : Феникс, 2018. - 381 с.
Вербельчук, М. С. Подвижные игры как средство развития ловкости у младших школьников на занятиеах физической культуры / М. С. Вербельчук, Э. Ф. Якубова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы : Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Симферополь, 21 апреля 2022 года. Том Выпуск 13. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова", 2022. – С. 65-68.
Вишнева, Л.В. Цель деятельности и освоения двигательных действий [Текст] / Л. В. Вишнева. - Физкультура в школе, 2017. 290 с.
Горшенков, С.С. Развитие двигательной функции детей и подростков под влиянием занятий спортом в секции общей физической подготовки [Текст] / С. С. Горшенков. - Москва, 2016. - 213 с.
Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А.А.Гужаловский. - Москва: Физкультура иСпорт, 2016. - 352 с.
Донской, А.А. Законы движений в спорте [Текст] / А.А. Донской. - Москва : Физкультура и спорт, 2018. - 356 с.
Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) [Текст]. - М. : Спорт, 2016. - 624 с.
Иноземцева, Е.С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте [Текст]. - Томск : ТГУ, 2018. - 75 с.
Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений [Текст].- М. : Советский спорт, 2017. - 142 с.
Каледин, С.В. Рациональное чередование упражнений развития ловкости, силы и выносливости в занятиях с подростками [Текст] / С.В.Каледин, Г.С. Ласин, И.А. Щербакова // Проблемы юношеского спорта. - Москва : Физкультура и спорт, 2018. - 281 с.
Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств : Теория и технология применения : учебное пособие [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - Санкт-Петербург, 2019. - 271 с.
Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Ю.Ф. Курамшина. - Москва : Советский спорт, 2017. - 463 с.
Лапутин, А.Н. Обучение спортивным движениям [Текст] / А.Н. Лапутин. - Киев, 2016. - 281 с.
Лемов, Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений [Текст] / Д. Лемов, Э. Вулвей, К. Ецци. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 304 с.
Мазнеченко, В.Д. Обучение движениям (двигательным действиям): Теория и методика физического воспитания [Текст] / В.Д. Мазнеченко. - Москва, 2016. - 261 с.
Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта [Текст] / Г.А. Макарова, Л.А. Никулин, В.А. Шашель.- М. : Советский спорт, 2019. - 272 с.
Марина, И.В. Самоподготовка по физической культуре: учебное пособие [Текст]. - Вологда : ВоГУ, 2017. - 111 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов вузов [Текст] / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и Спорт, 2018. - 543 с.
Матвеева, Л.П. Введение в теорию физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеева. - Москва : Физкультура и Спорт, 2017. - 128 с.
Мейксона, Г.В. Оценка техники движений на занятиеах физической культуры [Текст] / Г.В. Мейксона, Г.П. Богдановой. - Москва : Просвещение, 2015. - 96 с.
Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) [Текст] / П.П. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.
Михайлова, Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера : монография [Текст]. - М. : Физическая культура, 2019. - 288 с.
Михно, Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных футболистов: учебное пособие [Текст] / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази. - М. : Спорт, 2016. - 168 с.
Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО [Текст] / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 424 с.
Мутко, В.Л. Мини-футбол - игра для всех [Текст] / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М. : Советский спорт, 2018. - 264 с.
Пензулаева, Л. Физическая культура в детском саду. 5-6лет. Старшая группа [Текст] / Л. Пензулаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 128 с.
Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в муниципальном образовании: Монография [Текст] / А.А. Передельский. - М.: Физ. культура, 2018. - 128 с.
Петров, П.К. Основные направления научных исследований и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта [Текст] / П.К. Петров // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6. - С. 18-28.
Попов, С.Н. Лечебная физическая культура [Текст] : Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. — М.: Советский спорт, 2019. — 416 с.
Попов, С.Н. Лечебная физическая культура [Текст]: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. — М.: ИЦ Академия, 2018. — 416 с.
Роберт, И.В. Основные направления фундаментальных и прикладных научных исследований, определяющих развитие информатизации отечественного образования [Текст] / И.В. Роберт // Человеческий капитал. - 2021. - № 6. - С. 12-18.
Саяпина, С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта [Текст] / С.Г. Саяпина // РЭУ имени Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал). Форум молодых ученных. - 2017. — С. 162-167.
Семенов, Г.А. Двигательные качества человека и методика их развития и проверки [Текст] / Г.А. Семенов // Теория и практика физической культуры. - Москва, 2018. - С. 23-56.
Скобликова, Т.В. Актуальные направления научных исследований в области физической культуры и спорта: от теории к практике [Текст] / Т.В. Скобликова, В.Ю. Андреева, А.В. Скриплев // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - С. 441-443.