Курсовая работа|Педагогика

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 51

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность понятия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.2 Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника

1.3 Методические основы формирования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Вывод к главе 1

ГЛАВА 2

2.1 Изучение состояния проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной организации

2.2. Реализация педагогических условий патриотического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной организации

2.3 Анализ результатов

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Актуальность исследования. На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.

В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования, результатах деятельности воспитателей.

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).

В содержательном аспекте патриотизм включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и традициям; стремление посвящать свой труд, способности процветанию Родины.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Результаты исследований ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

Для эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагогам учреждений дошкольного образования необходимо владеть соответствующей методикой, организационными формами и методами.

Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с родной страной.

Объект исследования - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края.

Цель исследования - разработка содержания и методики патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с достопримечательностями родного края.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.
  3. Разработать и апробировать на практике перспективно-тематический план патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края.

Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации будет эффективным при соблюдении следующих условий:

– повышение компетентности родителей по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной организации;

 – использование фольклора как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 41 г. Иваново». Для работы были выбраны экспериментальная  группа – старшие дошкольные группы в количестве 25 человек.

Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, анкетирование педагогов и родителей, анализ планов образовательной работы воспитателей старших групп учреждений дошкольного образования, беседа с детьми, опытно-педагогическая работа; математические методы обработки полученных данных.

В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложение.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы патриотического воспитания старших дошкольников

1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста

Патриотизм (греч. patris - Отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины [22]. Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая выше сказанное, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

По мнению Козловой С.А., исследователя в области дошкольной педагогики, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [33].

Л.Е. Никонова, автор пособия для педагогов «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», дает такое определение «патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек» [8].

И.Ф. Харламов, автор «Педагогики», рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [6].

Ипполитова Н.В., автор книги «Воспитание патриотизма», считает, что патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [18].

Александрова, Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь / Г.А. Александрова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 40 c.

Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.

Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова, Э.М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 2. – (опыт «Поста № 1 у Вечного огня»).

Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.

Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48.

Быть достойным : программа гражданского и патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2003. - № 2.

Ветрова Е. Программа «Патриот» / Е. Ветрова // Воспитательная работа в школе. – 2005. - № 1. 40.Воронова Е.А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова – Ростов н/Д, 2008.

Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)

Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.

Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1.

Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 43-47.

Кочуков С. Наша общая память и слава / С. Кочуков // Тамбовская жизнь. – 2013. – 25 сент. – С. 6. – (о связи Тамбовщины с Болгарией) 18.Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23.

Кравец Т. Растите детей патриотами / Т. Кравец, Т. Перышкина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 124-127.

Кун Ю. След в сердцах / Ю. Кун // Директор школы. – 2014. - № 1. – С. 97-103. – (патриотич. воспит.).

Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - № 1. – С. 36-39

Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96 c.

Микляева, Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 144 c.

Нестеркина Л. День защитника Отечества: подготовительная к школе группа / Л. Нестеркина, Л. Курасова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 119-120.

Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

Организация методической работы в дошкольном образова- тельном учреждении / С.Ф. Багаутдинова, К.В. Корнилова. – Магнито- горск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2010. – 72 с.

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы: государственная программа (утв. постановлением Прави- тельства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) // Библиотека и закон. – 2012. – № 2 (33). – С. 282-306.

Пименова Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2010. – 92 с.

Писарева А.Е. Живем в «Ладу»: патриотическое воспитание в ДОУ: методическое пособие / А.Е. Писарева. – М.: Сфера, 2007. – 87 с

Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов, И.Н. Попова // Народное образование. – 2013. - № 7. – С. 214-221.

Потрашкова В. Урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества / В. Потрашкова // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 116-125.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с

Рыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. – С. 29-36

Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2.

Саратовцева Н.В. Направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи / Н.В. Саратовцева // Интеграция разования. – 2010. – № 3. – С. 31-35.

Соловьева Е.В. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре / Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко. – М.: Дрофа, 2010. – 208 с. 51.

Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриоти-ческого воспитания школьников / А.Д. Солдатенков // Советская педагоги-ка. – 2004. – № 10. – С. 46-52.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №1.

Ступак Е.А. Патриотическое воспитание детей на занятиях оригами / Е.А. Ступак, И.В. Войтик // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 5. – С. 20-25.

Торощина Т.А. Патриотическое воспитание в объединении экологической направленности / Т.А. Торощина // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - № 9. – С. 36 – 41.

Федеральный государственный образовательный стандарт до- школьного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4- 18.

Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.

Шевченко О.В. Нетрадиционные формы работы с родителями / О.В. Шевченко, И.А. Рунева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54-57.

Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4. – (проект).

Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.

Черногоров А. Воспитываем детей на лучших образцах граж-данственности, патриотизма / А. Черногоров // Народное образование. –

2007. – № 3. – С. 27-31.

Шаламова Е.Н. Конспект занятия по патриотическому воспи-танию в старшей группе «Знакомство с эпохой правления Петра Первого» / Е.И. Шаламова, Т.В. Скрынникова // Дошкольная педагогика. – 2008. – 6. – С. 17-19.

Шевченко О.В. Нетрадиционные формы работы с родителями / О.В. Шевченко, И.А. Рунева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. –

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 42 стр.
Курсовая Особенности интереса к чтению у детей с дислексией
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское