1.3 Обобщение опыта в педагогике и психологии по изучению уровня представлений детей о сенсорных эталонах
1.4 Изучение условий формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по главе
Список литературы
Курсовая работа|Педагогика
Авторство: Telesammit
Год: 2015 | Страниц: 16
1.3 Обобщение опыта в педагогике и психологии по изучению уровня представлений детей о сенсорных эталонах
1.4 Изучение условий формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по главе
Список литературы
1.3 Обобщение опыта в педагогике и психологии по изучению уровня представлений детей о сенсорных эталонах
На каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Итак, умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, определяется более общей логикой развития личности ребенка, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.
Известно, что развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта: формирование и совершенствование представлений о разновидностях каждого свойства предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых в ходе использования эталонов при анализе свойств реальных предметов. Именно ориентировочное, познавательное действие является основной структурной единицей познания.
В дошкольном возрасте выделяют несколько типов перцептивных действий, различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемыми в процессе обследования сенсорными эталонами. Для развития познавательных действий характерна система показателей умственного развития ребенка, включающая степень сформированности пяти типов познавательных действий:
– трех типов перцептивных (целенаправленные пробы; практическое примеривание; зрительная ориентировка);
– двух мыслительных (интеллектуальных) действий, образного и логического мышления.
Таким образом, по определению Е.А. Стребелевой, в основе ее системы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста, лежит идея понимания познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, на выяснение и запечатление их свойств и отношений.
При диагностике особенностей формирования познавательной сферы в центре внимания исследователя находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Для этого важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Исследователю надо учитывать степень организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого; понимание и принятие инструкции; способность к организации целесообразного поведения, особенно для тех случаев, когда цель непосредственно в восприятии не задана; понимание несоответствия достигаемых результатов ожидаемым; выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок. Кроме того, следует обращать внимание на заинтересованность ребенка, его активность, собранность, сконцентрированность на выполнении задания, возможность совместных действий, реакцию на неудачу, обучаемость.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // СПС КонсультантПлюс
2. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 525 с.
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Бук-Мастер, 1998. – 336 с.
4. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / Сост. С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
5. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.
6. Сергачева, Е.В. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя МДОУ №10) / Е.В. Сергачева [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ozgdou10.edumsko.ru/activity/methodics/articles10/sensornoe_razvitie_detej_mladshego_doshkol_nogo_vozrasta
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
8. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
9. Стебунова, Г.Ф. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОС ДО / Г.Ф. Стебунова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.i-deti.ru/detskie-sady-au/arhiv/igroteka/formirovanie-sensornyh-predstavleniy-u-detey-rannego-vozrasta
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!