Введение
Глава 1. Формирование слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Глава 2. Становление методов развития слухового восприятия в зарубежной сурдопедагогике
Глава 3. Становление методов развития слухового восприятия в отечественной сурдопедагогике
Заключение
Список литературы
Известно, что с момента рождения ребенка – как здорового, так и неполноценного – появляется необходимость в его воспитании, хотя процесс воспитания и не осознавался раньше как педагогическое явление.
Однако, как отмечает И. Н. Малофеев, отношение к детям, имеющим внешне выраженные дефекты, менялось на протяжении нескольких столетий от полного их неприятия до поисков эффективных способов их обучения и воспитания. Прослеживая пути развития педагогики и сурдопедагогики как науки и практики, можно обнаружить сходные тенденции в их развитии. Причем, сурдопедагогика развивалась вслед за педагогикой со значительными отклонениями во времени.
Сурдопедагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха, которая входит в систему педагогических наук. Объектом сурдопедагогики, как и педагогики, является воспитание, но только особых детей, детей с нарушениями слуха. Предмет сурдопедагогики – воспитательная деятельность, реализуемая в виде педагогической системы, базирующейся на теории и практике воспитания общей и специальной педагогики в ходе специально организованного педагогического процесса, направленного на осуществление целей и задач, стоящих перед общей и специальной (сурдопедагогикой) педагогикой.
Однако сурдопедагогику отличают от общей педагогики специфические черты:
– выдвижение свойственных только ей задач по преодолению последствий глухоты и немоты;
– организация обучения по овладению знаниями;
– овладение речью и систематическими знаниями.
Все это определяет своеобразие дидактики для глухих, принципы отбора материала для усвоения, специфические методические приемы доведения материала до ученика. Исходя из названных положений, можно сделать вывод о связи сурдопедагогики и педагогики: сурдопедагогика по своему содержанию схожа с общей педагогикой, однако сурдопедагогика пользуется своеобразными приемами, технологией для реализации задач обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Цель данной работы – изучить становление методов развития слухового восприятия в отечественной и зарубежной сурдопедагогике.
Объект исследования – развитие слухового восприятия.
Предмет исследования – становление методов развития слухового восприятия в отечественной и зарубежной сурдопедагогике.
Задачи:
1. Дать характеристику формирования слухового восприятия у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть становление методов развития слухового восприятия в отечественной сурдопедагогике.
3. Изучить становление методов развития слухового восприятия в зарубежной сурдопедагогике.
1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. – М., 1990.
2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
3. Власова Т. А. От редактора // Кузьмичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих. – М., 1983. – С. 3-7.
4. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. – 272 с.
5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 96 с.
6. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителя. – М., 1991.
7. Малофееев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Докт. дис. в форме научного доклада. – М., 1996. – С.9.
8. Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих: Уч. пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. – М., 1981.
9. Назарова Л. П. Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха: Уч. пособие. – М., 2001.
10. Рау Ф.Ф. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
11. Рау Ф.Ф. Психологические вопросы использования слуха для формирования произношения у глухих детей // Дефектология. – 1976. – № 1. – С. 3.
12. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой – Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с/
13. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
14. Тарасов Д.И. Негнойные заболевания в оториноларингологии. – М.: МНИИ уха горла носа, 1984. – 194 с.
15. Флери В. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе. – СПб., 2001. Переиздание 1835 г. – С. 46
16. Членов Е. В. Глухонемые и их обучение в Западной Европе и в России. – М., 1987. – С. 7
17. Швачкин Н.X. Фонематическое развитие детской речи. – M., 1961. – 186 с.
18. Шкловский М. Л. Значение классификации патологических изменений слуха в сурдопедагогической практике // Проблемы воспитания слуха и речи в школе глухонемых. – М., 1965. – С. 189