Введение
Глава 1. Теоретические основы адаптации персонала современной организации
1.1. Адаптация персонала: понятие, этапы, виды и методы
1.2. Управление и показатели оценки эффективности адаптации персонала
Глава 2. Диагностика адаптации персонала в ООО «Макс Пауэр 2»
2.1. Характеристика деятельности и кадровый состав
ООО «Макс Пауэр 2»
2.2. Разработка схемы и инструментария для проведения кадрового аудита адаптации персонала в ООО «Макс Пауэр 2»
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Персонал является инструментом обеспечение деятельности организации наряду с материальными и финансовыми ресурсами. От того, насколько работник адаптирован в коллективе во многом зависит степень его трудоспособности, эмоциональной устойчивости и душевного равновесия, что, в свою очередь, повышает уровень его производительности Таким образом, адаптированность персонала в организации напрямую влияет на эффективность её деятельности, конкурентоспособность и имидж.
Оценить степень адаптации персонала в современной организации возможно с помощью такого метода, как аудит, который позволяет выявить слабые стороны адаптации как отдельного работника, так и всего коллектива, поэтому разработка схемы и инструментария для проведения кадрового аудита персонала является актуальным средством менеджмента в сфере управления персоналом.
Цель курсового проекта – изучение теоретических основ и разработка программы кадрового аудита адаптации персонала в ООО «Макс Пауэр 2».
Задачи:
- дать характеристику адаптация персонала: понятию, этапам, видам и методам;
- охарактеризовать управление и показатели оценки эффективности адаптации персонала;
- дать характеристику деятельности и кадрового состава ООО «Макс Пауэр 2»;
- разработать схему и инструментарий для проведения кадрового аудита персонала в ООО «Макс Пауэр 2».
Объект исследования – адаптация персонала в ООО «Макс Пауэр 2».
Предмет курсового проекта - этапы, виды и методы адаптации персонала и показатели оценки эффективности адаптации персонала в ООО «Макс Пауэр 2».
При написании курсового проекта использовались обзорные и аналитические методы исследования, а также опросные приёмы получения информации.
Курсовой проект выполнен на материалах сайта ООО «Макс Пауэр 2».
Глава 1. Теоретические основы адаптации персонала современной организации
1.1. Адаптация персонала: понятие, этапы, виды и методы
Адаптация персонала – процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системе неформальных связей.
Сам процесс адаптации персонала всегда имеет определенные временные интервалы, которые и выступают мерой его успешности. Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность. «Засидевшийся» в фазе адаптации специалист, не сумевший наладить взаимоотношения с коллегами, становится изгоем в трудовом коллективе. Невозможность адекватного включения в организационную деятельность обуславливает невысокий уровень его морального и материального вознаграждения, отсутствие социального признания и прочее.
Когда человек входит в профессию неизбежна профессиональная адаптация, для того чтобы его взаимодействия с рабочей средой были гармоничными. Особенности адаптации связаны как с внутренними факторами, так и с внешними [11, с. 12].
Внешними обстоятельствами являются:
- сама организация, ее цели, содержание;
- технологии, используемые в работе;
- социальные условия, где проходит трудовая деятельность;
- неформальные психологические связи между членами коллектива.
Внутренними обстоятельствами являются уровень адаптационного потенциала нового сотрудника, насколько развиты его адаптивные качества, адекватность мотивации профессиональной деятельности и предъявленным требованиям к результатам труда.
Цели и задачи адаптации персонала в организации:
- ускорение введения в курс дела новичков;
- снижение уровня текучести кадров;
- мотивация сотрудников на эффективную качественную работу, максимальную отдачу и рост производительности труда;
- сплоченность коллектива.
За организацию системы адаптации персонала и ее проведение отвечает служба по персоналу, руководитель структурного подразделения, где работает новый сотрудник.
Главными в профессиональной адаптации специалиста являются обстоятельства внешнего характера. Это профессиональное поле, на которое попадает новый работник. Человек должен адаптироваться в следующих предметных областях [11, с. 34]:
- профессионально-деятельностной, происходит адаптация к профессиональной деятельности: содержательному компоненту, средствам труда, режимным моментам, интенсивности деятельности;
- организационно-нормативной, происходит адаптация к требованиям, нормам, правилам;
- социально-профессиональной, происходит адаптация к производственным функциям, профессиональному статусу;
- социально-психологической, происходит адаптация к психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, отношениям в коллективе;
- социальной, происходит адаптация к тем социальным условиям, в которых будет происходить трудовая деятельность. Человек адаптируется к общественно-политической, этнической, правовой, религиозной среде.
Каждая предметная область предполагает определенный уровень адаптационного потенциала. Причем при адаптации в конкретной области может доминировать определенная сторона подготовленности человека. Адаптация к организационно-правовым и профессионально-деятельностным обстоятельствам является процессом овладения требованиями, не подлежащими коррекции. Эти требования при адаптации молодого специалиста необходимо принять и овладеть ими.
Библиографический список
Алексахина Ю. В. Оценка работы персонала / Ю. В. Алексахина // Вестник МГОУ. Москва. Экономика и право / Экономика и управление– 2015. – № 1. – С. 17-24.
Барышева С.К. Аудит персонала организации: цель, задачи и процедуры проверки / С.К. Барышева // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. — 2017. — № 1 (9). — С. 124-127.
Воронин И.Э. Кадровый аудит и консалтинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080400.62 «Управление персоналом» (профиль «Управление персоналом организации») / под ред. проф. В.И. Долгого / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». 2015. – 164 с.
Гладкова А.М. Алгоритм проведения аудита подбора персонала в организации / А.М. Гладкова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. — 2018. — № 2. — С. 78-83.
Данилина Л.К. Развитие системы аудита управления персоналом в организации / Л.К. Данилина // Наука и образование сегодня. — 2019. — № 3 (38). — С. 26-29.
Дмитриенко А.С. Анализ системы управления Toyota Motor Corporation и возможности ее применения в России / А.С. Дмитриенко // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2014. — № 3. — Ч. 2 – С. 6-8.
Ежова Ю.Е. Кадровый аудит системы оценки персонала современного предприятия / Ю.Е. Ежова // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. — 2017. — № 4 (10). — С. 119-125.
Епифанова М.А. Учет и аудит расчетов с персоналом по оплате труда / М.А. Епифанова // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 14 (26). — С. 25-27.
Казначеева С.Н. Аудит в кадровом менеджменте / С.Н. Казначеева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 5 (39). — С. 130-135.
Кельцинова М.С. Аудит персонала на примере ООО «Финам – Синема» / М.С. Кельцинова // Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. 2015. — №1. – С. 1-8.
Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: новые функции и новое в функциях. Монография / Под ред. А.Я. Кибанова. – Москва : ИНФРАМ, 2017. – 431с.
Клычова Г.С. Основные принципы планирования кадрового аудита / Г.С. Клычкова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. — 2019. — Т. 14. — № 2 (53). — С. 132-138.
Ковалев А.В. Теоретические аспекты проведения аудита и контролинга персонала организации / А.В. Ковалев // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2018. — № 9. — С. 101-104.
Кублицкая Ю.В. Сущность управленческого аудита / Ю.В. Кублицкая // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. — 2017. — № 19. — С. 82-88.
Кулинцев И.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник /И.М.Кулинцев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 223 с.
Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала [Текст]: учебник / Никонова Т.В. –М.: Альфа-Пресс, 2016. –152 с.
ООО «Макс Пауэр 2». Официальный сайт. URL: https://checko.ru/company/maks-pauehr-2- (дата обращения: 16.12.2023).
Парушина, Н. В. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок / Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова – М. : Форум, 2017. –204 с.
Третьякова В.С. Аудит адаптации на предприятии ОАО "ИЛИМ" // Экономика и социум. 2019. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audit-adaptatsii-na-predpriyatii-oao-ilim (дата обращения: 16.12.2023).
Чечель М.В. Адаптация персонала в спортивных учреждениях // Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 48 – 51.
Приложение 1