Курсовая работа|Литература

Поэтика цвета и сета в романтических поэмах М.Ю. Лермонтова

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 26

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты творчества М.Ю. Лермонтова

1.1 Цветопись и светотень: культурологический и литературоведческий аспекты изучения

1.2 Включенность цветописи и мотива светотени в художественные произведения первой половины XIX века

Глава 2. Анализ творчества

2.1. Функционирование цветописи и мотива светотени в поэзии и прозе М.Ю. Лермонтова

2.2.Роль цветописи и мотива светотени в развитии сюжета поэмы «Мцыри»

Заключение

Библиографический список

ЗАДАНИЕ

 

 

Актуальность. В течение долгих лет искусство и литература служили для передачи эмоций, мыслей и восприятия мира в различных формах и техниках. Одним из наиболее важных аспектов в поэзии является выбор и использование разнообразных символов и образов. В работах М.Ю. Лермонтова, выдающегося русского поэта, мы можем обнаружить глубокую парадоксальность и насыщенность символики цвета и света. Этот аспект поэтики наполняет его поэзию новыми смыслами и олицетворяет его внутренний мир и эмоциональное состояние, делая его творчество актуальным и значимым в современном мире.

В романтических поэмах Лермонтова, таких как "Демон", "Мцыри" и "Песня про колокола", цвет и свет играют важную роль в создании особой атмосферы и передаче глубоких эмоций. Цвета, такие как черный, белый, красный, зеленый и синий, выступают в качестве символов различных состояний души и настроений героев. Они помогают читателю лучше понять и воспринять их внутренний мир и конфликты.

Черный цвет, например, обычно ассоциируется с трагедией, смертью и мрачностью. В поэмах Лермонтова черный часто символизирует отчаяние, меланхолию и печаль, которые характерны для романтического мировоззрения. Однако Лермонтов преображает этот цвет и придает ему новые смыслы. В его поэтическом мире черный становится символом вызова, силы и непокорности. Он служит для подчеркивания потустороннего и загадочного мира, которым полон романтический герой.

Световые образы также играют важную роль в творчестве Лермонтова. Свет, часто ассоциируется с добром, любовью и жизненной силой. Он символизирует надежду и возможность изменения ситуации. В романтических поэмах Лермонтова световые образы активно используются для создания контраста между светом и тьмой, подчеркивая конфликт и внутренние противоречия героев.

Объект исследования – поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри».

Предмет исследования – идейно-эстетические особенности и художественные вариации использования цветописи и мотива светотени в поэмах «Демон» и «Мцыри».

Цель данного исследования - выявление традиций, функций, художественных особенностей цветописи и светотени в поэме «Мцыри».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. теоретически обозначить и обосновать прием цветописи и мотив светотени;

2. изучить реализацию цветописи и мотива светотени в творчестве писателей и поэтов первой половины XIX века

3. выявить и произвести многомерный анализ свето- и цветообразов в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;

В работе использованы следующие методы:

сравнительно-исторический, историко-генетический, метод описательной поэтики, контекстологический анализ, композиционный.

Теоретико-методологическую базу курсовой работы составили труды......

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты творчества М.Ю. Лермонтова

1.1 Цветопись и светотень: культурологический и литературоведческий аспекты изучения

Цветопись и светотень – две неотъемлемые составляющие визуального искусства, способные оживить и придать глубину любому произведению. Их правильное использование и сочетание позволяют создать эффект гармонии, реалистичности и эмоциональной насыщенности [Арутюнова, Н. Д.].

Цвет является одним из основных средств выразительности в живописи. Разные оттенки, насыщенность и яркость цветов позволяют передать настроение, создать атмосферу, подчеркнуть характеры объектов и персонажей. Благодаря цветописи, художник может создавать эффект мгновенного восприятия, усиливая силу выражения произведения и вызывая эмоциональный отклик у зрителя.

Однако цвет без светотени – как музыка без ритма. Светотень является неотъемлемой частью цветописи, отражая различные степени освещенности объектов и создавая объемные формы. Благодаря светотени, художник может передать глубину пространства, объемность и реалистичность изображаемых объектов. Она играет важную роль в создании иллюзии трехмерности и позволяет зрителю войти в мир произведения, осязая его грани и формы.

Сочетание цветописи и светотени требует определенного мастерства и сноровки от художника. Он должен точно определить и передать относительные яркости и оттенки объектов, учитывая их взаимодействие с окружающими источниками света. Также важно учесть, что цвет и светотень влияют друг на друга, создавая взаимную зависимость и взаимодействие.

Использование цветописи и светотени может быть разнообразным и зависит от стиля и направления художника. Некоторые художники предпочитают яркость и контрастность цветов, используя резкие переходы светотени, что придает изображению драматический и выразительный характер. Другие предпочитают более приглушенные тона и плавные переходы, создавая эффект мягкости и гармонии.

Цветопись и светотень – это две важные составляющие, которые позволяют художнику передать свои мысли, эмоции и впечатления на холсте или бумаге. Разнообразие техник и стилей искусства позволяет каждому художнику найти свой уникальный путь самовыражения. Они открывают бесконечные возможности перед создателем и придают произведению настоящую жизнь. Цветопись и светотень – ключевые элементы, способные воплотить в искусстве все оттенки и грани человеческой души.

В мире искусства многообразие техник и стилей непрерывно расширяется, зовя художников и исследователей в бесконечный путь открытий и экспериментов. Одной из самых важных составляющих визуального языка живописи является цветопись и светотень. Эти два элемента имеют огромное значение, создавая структуру и эстетическую гармонию в произведениях искусства, а также передавая глубину смысла и настроение[Арутюнова, Н. Д.].

Культурологический аспект изучения цветописи и светотени открывает перед нами множество возможностей для понимания и интерпретации искусства в контексте различных культур и эпох. Цвета и свет в живописи имеют культурно-исторические и социальные аспекты, которые отражают менталитет и эстетические предпочтения общества, в котором они созданы.

Восточные и западные культуры имеют разные подходы к использованию цвета и света в живописи. В западной традиции цвет является инструментом эмоциональной и символической выразительности, акцентируя внимание зрителя, создавая атмосферу и раскрывая смысл произведения. Восточные культуры, особенно традиционные Китай и Японию, подходят к цветописи более философски, стремясь передать гармонию и равновесие внутреннего и внешнего мира.

Изучение цветописи и светотени также позволяет понять широкий контекст искусства и его связь с другими формами культурной деятельности. Цвета и свет находятся в тесной взаимосвязи с архитектурой, музыкой, литературой и даже религией. Они являются ключевыми элементами в создании атмосферы и эмоционального воздействия в храмах, дворцах, оперных залах и олицетворение конкретных эпох и стилей.

5. Фишер, В. М. Поэтика Лермонтова / В. М. Фишер // Венок М. Ю. Лермонтову : юбилей. сб. - М. ; Петроград : Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салае-вых», 1914. - С. 196-236.

6. Словарь русского языка : в 4 т. - 4-е изд., стер. - М. : Рус. яз. : Полиграфресурсы, 1999.

7. Бахилина, Н. Б. История цветообозначений в русском языке / Н. Б. Бахилина. -М. : Наука, 1975. - 288 с.

8. Лермонтов, М. Ю. Вадим / М. Ю. Лермонтов // Сочинения : в 6 т. / М. Ю. Лермонтов ; под ред. Н. Ф. Бельчикова, Б. П. Городецкого, Б. В. Томашевского. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1954-1957. - С. 7-121.

9. Анненский, И. Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе / И. Ф. Анненский // Книги отражений. - М., 1979. - С. 242-251.

10. Туровский, В. В. Как, похож, напоминать, творительный сравнения: толкование для группы квазисинонимов / В. В. Туровский // Референция и проблемы тек-стообразования. - М., 1988. - С. 130-145.

11. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. -М. : Языки русской культуры, 1999. - I-XV. - 896 с.

12. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов ; под ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М. : Рус. яз., 2001. - 720 с.

13. Москвин, В . П . Русская метафора: очерк семиотической теории / В. П. Москвин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Ленанд, 2006. - 184 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское