Введение
Глава I. Теоретические аспекты правового обеспечения граждан, признанных безработными
1.1. Понятие и статус безработного
1.2. Особенности и порядок признания граждан безработными
Глава II. Порядок назначения пособия по безработице
2.1. Условия и порядок назначения пособия по безработице
2.2. Приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы
Актуальность темы. На современном этапе развития российского общества одной из наиболее актуальных является проблема безработицы, наносящая немалый урон жизненным интересам общества, граждане могут реализовать свои умения в том роде деятельности, в котором они могли бы проявить себя, или же лишены таковой возможности, из-за чего ухудшается материальное положение семей безработных и растут преступность и заболеваемость. Международной организацией труда безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. В России право на защиту от безработицы является конституционным правом граждан. В соответствии со ст. 37 Конституции России каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу социальной поддержки безработных.
Предмет исследования — правовое регулирование социальной поддержки безработных.
Целью работы является исследование существующих в законодательстве РФ форм социальной поддержки безработных; выявление и анализ проблемных вопросов в данной области, а также предложение возможный путей решения выявленных проблем.
Задачи работы:
рассмотреть понятие и статус безработного;
изучить особенности и порядок признания граждан безработными;
раскрыть условия и порядок назначения пособия по безработице;
выделить приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, положения и иных нормативных правовых актов.
Теоретической основой послужили работы специалистов по праву социального обеспечения М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой, М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова, Ю.А. Тихомирова, Э.Г. Тучковой и других
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики.
Обоснование положений, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного применения логико—юридического метода правового исследования.
Структура работы содержит введение, 2 основные части, а также заключение и список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы.
Глава I. Теоретические аспекты правового обеспечения граждан, признанных безработными
1.1. Понятие и статус безработного
Борьба с безработицей является одним из ключевых направлений государственной политики России. Как определено в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[1] (далее - Закон о занятости), государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Как отмечает Э.Г. Тучкова, «в программных документах стратегического развития России в ближайшее десятилетие, в выступлениях Президента страны безработица и бедность расцениваются как острейшие социальные проблемы, требующие незамедлительного решения»[2].
Оценка безработицы как проблемы, имеющей острые негативные последствия и требующей системного решения, не случайна. Наличие стабильной работы и постоянного дохода является важнейшим условием обеспечения качества и безопасности жизни человека, экономического развития государства. При этом постоянно меняющиеся условия жизни предопределяют необходимость совершенствования правового регулирования механизмов защиты от безработицы с учетом этих новых условий. Одной из важнейших задач такого совершенствования должна стать оценка эффективности имеющейся нормативной базы, ее возможностей в достижении глобальной цели борьбы с безработицей, а также ее соответствия целям полноценной защиты граждан от безработицы.
Нуждаемость в предоставлении мер государственной поддержки в сфере занятости обусловливается отсутствием работы и, как следствие, дохода.
Такая нуждаемость может приводить к неблагоприятным последствиям: бедности гражданина и членов его семьи, снижению экономических показателей государства. Соответственно, безработные граждане должны признаваться нуждающимися в предоставлении мер государственной поддержки в сфере занятости. Предполагается, что занятые граждане такими нуждающимися не являются, поскольку осуществляют приносящую доход деятельность.
Такое правило видится справедливым и может выступать в качестве общего подхода к определению категорий безработных и занятых граждан. При этом важна его последовательная реализация в нормах законодательства. Законодательство о занятости можно будет признать эффективным только в том случае, когда необходимые меры государственной поддержки в сфере занятости получат все обратившиеся за ними нуждающиеся, а те, кто таковыми не является, получат обоснованный и объективный отказ в предоставлении соответствующих мер.
Е.А. Истомина указывает, что любое социальное предоставление должно быть целесообразным (т.е. должно способствовать достижению целей правового регулирования социального обеспечения посредством устранения неблагоприятных последствий наступления социальных рисков, гарантирования каждому человеку и его семье достаточного уровня жизни)[3] и своевременным (т.е. должно быть направлено на преодоление последствий наступления социальных рисков в установленные - по возможности кратчайшие - сроки)[4]. Соответственно, для эффективной реализации государственной политики в области содействия занятости нужно своевременно выявлять нуждаемость гражданина в предоставлении ему мер государственной поддержки.
Однако анализ категорий граждан, которых абз. 8 п. 3 ст. 3 Закона о занятости ограничивает в праве быть признанными безработными и получить меры государственной поддержки, показывает, что описанный выше подход к определению категорий безработных и занятых граждан не всегда качественно реализован законодателем. Так, абз. 5 ст. 2 Закона о занятости к занятым гражданам отнесены лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам. На практике органы службы занятости, руководствуясь указанной нормой, отказывают в признании безработными гражданам, у которых имеются такие гражданско-правовые договоры. Для обоснования отказа в признании гражданина безработным либо для лишения данного статуса государственному органу достаточно доказать сам факт существования действующего гражданско-правового договора из числа названных в законе[5].