ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1.1. Государственная система управления (приказы, государственные заказы)
1.2. Особенности управления предприятием. Основные документы
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Нормативно-правовые акты, закрепляющие правовой статус руководителя
2.2. Заключение трудового договора
2.3. Обязанности руководителя
2.4. Основания прекращения трудового договора с руководителем
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Государственные стандарты в области управления предприятием
3.2. Особенности регулирования деятельности между цехом по пошиву постельного белья и потребителем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время в отечественной экономике функционируют коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Одной из таких форм являются государственные и муниципальные унитарные предприятия.
До 2002 г. правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определялось лишь несколькими статьями Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) и многочисленными подзаконными актами правительства, министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований. 03.12.2002 г. вступил в силу специальный нормативно-правовой акт федерального значения: ФЗ РФ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – ФЗ «О ГУП и МУП»), который закрепил права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий.
Так, в соответствии со ст. 2 ФЗ «О ГУП и МУП» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Г.Б. Леонова подчеркивает, что унитарные предприятия «могут быть созданы только на базе публичной собственности, а это означает, что предоставление таким предприятиям ограниченных вещных прав является одним из способов осуществления права публичной собственности» .
При этом от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени же муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему либо на праве хозяйственного ведения (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие) (далее по тексту – государственные и муниципальные предприятия), либо на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие) (далее по тексту – казенное предприятие). Право оперативного управления является более ограниченным для хозяйствующего субъекта, чем право хозяйственного ведения, поскольку право хозяйственного ведения предполагает, что «собственник имущества устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Право же оперативного управления предполагает, что казенное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по собственному усмотрению» .
Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия, вследствие чего такие предприятия и получили название унитарные. «Единым и неделимым, – отмечает М.Ю. Тихомиров, – является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется» .
Государственные и муниципальные унитарные предприятия образуют общественный сектор экономики, на который могут быть возложены следующие функции воспроизводства:
- обеспечение деятельности тех предприятий и отраслей народного хозяйства, которые, являясь убыточными или малорентабельными, не представляют интереса для частного сектора, однако развитие их опре-деляет общие условия воспроизводства. В первую очередь это относится к отраслям экономической и социальной инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);
- оздоровление отраслей, переживающих кризисы (черная металлургия, судостроение, угольная промышленность и др.);
- охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений в сферах производства, потенциально представляющих опасность в экологическом отношении;
- помощь жизненно важным сферам экономики в целях достижения нуж¬ного уровня жизнеспособности, ускорения научно-технического прогресса и укрепления позиций страны в мировом хозяйстве (наука и капиталоемкие отрасли).
Именно выполнение этих функций в целях обеспечения общественных (обще¬государственных и местных) интересов, а лишь затем получение коммерческой прибыли предопределяет необходимость существования такой организационно-правовой формы, как государственные и муниципальные унитарные предприятия. Получение же унитарным предприятием значительной прибыли, как отмечает Д.В. Петров, означает, что такое предприятие «надлежащим образом осуществляет возложенные на него собственником общественно необходимые задачи, достигает поставленной цели» .
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия, являясь субъектами гражданского оборота, отражают одновременно частные и публичные интересы государства. Так, государство, координируя и контролируя деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, выступает как государственно-властная структура, а, выступая в качестве собственника имущества такого предприятия, участвует в гражданском обороте. В связи с этим изучение правового положения таких предприятий представляется весьма интересным и актуальным.
Целью настоящего исследования является комплексное и системное изучение нормативно-правовой базы регулирования деятельности и функционирования организаций такой организационно-правовой формы, как государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение основных нормативно-правовых документов, регламентирующих управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями;
- выявление особенностей правового положения руководителя государственного и муниципального унитарного предприятия;
- изучение организационно-правового обеспечения функционирования государственного и муниципального унитарного предприятия.
Объектом исследования выступают правовые отношения с участием государственных и муниципальных унитарных предприятий в процессе реализации их гражданской правосубъектности.
Предмет исследования составляет нормативно-правовое регулирование государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Теоретической базой работы являются литературные источники по государственному и муниципальному праву, а также законодательство РФ. При написании работы использовались труды следующих авторов: В.В. Витрянский, О.Г. Доценко, Г.Б. Леонова, М.Ю. Тихомиров, М.И. Халиков и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как анализ, синтез, метод материалистической диалектики, логический, системно-структурный методы, а также частно-научные методы, такие как: формально-юридический и конкретно-социологический.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1.1. Государственная система управления (приказы, государственные заказы)
Как отмечалось ранее, учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В.В. Витрянский указывал, что «основанием для учреждения унитарных предприятий является решение собственника. Единственный документ. Решение должно определять цели, предмет деятельности унитарного предприятия, состав, стоимость имущества, которое закрепляется за ним. Этим же решением собственника должен быть утвержден устав унитарного предприятия» .
При этом правоспособность таких предприятий является специальной, что означает, что «в отличие от других коммерческих организаций унитарное предприятие должно заниматься только теми видами деятельности, которые предусмотрены в его уставе и не противоречат целям создания предприятия и требованиям законодательства. При этом исключение составляет коммерческая деятельность, направленная на достижение основной цели деятельности унитарного предприятия» .
Нормативно-правовые документы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
4. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ. 02.12.2002. № 48. Ст. 4746.
5. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
6. Федеральный закон от 27.12.1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 6.
7. Федеральный закон от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. 19.12.1994. № 34. Ст. 3540.
8. Федеральный закон от 02.12.1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3303.
9. Указ Президента РФ от 05.11.2009 г. № 1251 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Аварийно-технический центр Минатома России» // Собрание законодательства РФ. 09.11.2009. № 45. Ст. 5321.
10. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // Собрание законодательства РФ. 13.06.1994. № 7. Ст. 700.
11. Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий» // Собрание законодательства РФ. 30.05.1994. № 5. Ст. 393.
12. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // Собрание законодательства РФ. 13.12.2004. № 50. Ст. 5074.
13. Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» // Собрание законодательства РФ. 15.04.2002. № 15. Ст. 1440.
14. Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Феде¬рации» // Собрание законодательства РФ. 23.10.2000. № 43. Ст. 4243.
15. Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 г. № 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» // Собрание законодательства РФ. 11.09.2000. № 37. Ст. 3718.
16. Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» // Собрание законодательства РФ. 27.03.2000. № 13. Ст. 1373.
17. Постановление Правительства РФ от 3.02.2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» // Собрание законодательства РФ. 07.02.2000. № 6. Ст. 777.
18. Постановление Правительства РФ от 29.01.2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий» // Собрание законодательства РФ. 07.02.2000. № 6. Ст. 763.
19. Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 г. № 23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // Собрание законодательства РФ. 17.01.2000. № 3. Ст. 274.
20. Постановление Правительства РФ от 9.12.1999 г. № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.12.1999. № 50. Ст. 6237.
21. Постановление Правительства РФ от 6.12.1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» // Собрание законодательства РФ. 13.12.1999. № 50. Ст. 6230.
22. Постановление Правительства РФ от 4.10.1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Феде¬рации в органах управления открытых акционерных обществ» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5034.
23. Постановление Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.09.1999. № 39. Ст. 4626.
24. Постановление Правительства РФ от 6.07.1999 г. № 743 «Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)» // Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. № 28. Ст. 3679.
и другие