ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1. Понятие общественных объединений
1.2. Виды общественных объединений
Признавая достижения белорусских ученых в исследование правового положения общественных организаций (объединений) с позиции общей теории права и права конституционного, в тоже время, следует констатировать недостаточное отражение в отечественной доктрине гражданско-правовых аспектов создания и деятельности соответствующих общественных формирований. По-нашему мнению, ограниченность доктринальных гражданско-правовых источников в исследуемой сфере отношений, учитывающих специфику отечественного законодательства с учетом его динамики, препятствует формированию современных подходов и определению перспектив правового регулирования создания и деятельности общественных организаций (объединений) как особых субъектов гражданского оборота некоммерческой природы.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ
2.1. Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации
2.2. Актуальные проблемы деятельности общественных объединений
Таким образом, правовой статус общественных объединений, во-первых, базируется на правовом статусе субъекта права в целом и, следовательно, включает в себя аналогичные базовые компоненты правового статуса субъекта права, во-вторых, включает в себя дополнительные элементы, что обусловлено организационно-правовой формой общественного объединения и сферой его деятельности, наконец, в-третьих, может рассматриваться как через призму деятельности членов общественного объединения (в случае предусмотренного членства), т. е. так и с позиции деятельности общественного объединения в целом, т. е. как коллективного субъекта права.
Учитывая вышесказанное, полагаем, что базовыми элементами правового статуса общественных объединений являются следующие: права и обязанности общественного объединения, гарантируемые государством; принципы деятельности общественного объединения; ответственность общественного объединения, а к дополнительным элементам правового статуса общественных объединений можно отнести правосубъектность юридического лица; права и обязанности, обусловленные сферой деятельности общественного объединения, а также права и обязанности членов общественного объединения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Конституционным приоритетом государственного развития современной Российской Федерации является построение гражданского общества и правового государства. В свою очередь основой государственной политики провозглашено обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, проблематика развития гражданского общества, в том числе посредством создания условий для формирования и деятельности одного из важнейших его институтов – общественных организаций (объединений) представляется весьма актуальной.
В литературе неоднократно высказывалось мнение, согласно которому уровень реализации прав и законных интересов членов общества напрямую зависит от степени взаимодействия общественных формирований с государством, бизнес сообществом.
Характер отношений общественных организаций (объединений) и государства двойственен. С одной стороны, в демократическом обществе уровень влияния на государство общественных формирований, включая общественные организации, настолько значителен, что их деятельность ассоциируется с одной из форм непосредственной демократии. С другой стороны, в рамках правового государства право на свободу объединений реализуется гражданами свободно, без вмешательства публичной власти. Регулятором же отношений между государством и гражданским обществом, несомненно, было и остается право.
В связи с этим актуальным и целесообразным представляется исследование правового положения общественных организаций (объединений) в различном контексте, направленное на выявление недостатков действующего законодательства и формулирование предложений по его совершенствованию с целью эффективного взаимодействия гражданского общества и государства.
Следует отметить, что в настоящее время правовое регулирование деятельности общественных организаций (объединений) носит межотраслевой характер. Право на свободу объединений реализуется через применение норм конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей права. Этим объясним повышенный интерес к вопросам правового оформления статуса общественных объединений во второй половине 90-х годов XX века со стороны многих ученых, исследовавших проблемы с разно отраслевых позиций.
В числе работ, раскрывающих конституционно-правовой статус общественных объединений России, следует назвать монографии С.А. Авакьяна, А.А. Алиева, Д.А.Малого, С.С. Юрьева . Теоретические вопросы определения понятия общественного объединения, а также историко-правовые аспекты становления законодательства об общественных организациях (объединениях) с момента появления данного феномена нашли отражение в публикациях А.А. Даркова и В.З. Гущина. Последний также подробно остановился на конституционно-правовых аспектах права на объединение. Правовое положение общественно-политических формирований в России были предметом исследований А.С. Автономова, Ю.А. Веденеева, С. Е. Заславского, З.М. Зотовой, Ю.А. Дмитриева, А.Д. Керимова, А.Е. Козлова, В.В. Лапаевой, М.Л. Луговской, Д.В. Шутько и целого ряда других ученых
Целью данной работы является изучение правового статуса общественных организаций.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие общественных объединений;
- изучить виды общественных объединений;
- определить правовой статус общественных объединений в Российской Федерации;
- выяснить актуальные проблемы деятельности общественных объединений.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе деятельности общественных организаций в РФ.
Предмет исследования – нормативные акты, регулирующие деятельность общественных организаций в России.
Методы исследования – анализ, синтез, формально-юридический.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Р.Н.Валиев, М.Б. Напсо, Д.Е. Мерешкин, В.Н. Шеломенцев, А.А.Маркелова и другие.
Нормативную основу исследования составили Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие нормативно-правовые акты по теме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении обобщенного анализа особенностей деятельности общественных организаций в России
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в работе, могут быть использованы при изучении темы общественных организаций в вузах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1. Понятие общественных объединений
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[1].
В политико-правовом ландшафте Российской Федерации регулирование общественных отношений, возникающих в ходе реализации гражданами прав на объединение, возложено на Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Федеральный закон регулирует деятельность всех общественных объединений, созданных по инициативе граждан, и их структурных подразделений, за исключением религиозных и коммерческих организаций, а также создаваемых ими некоммерческих союзов или ассоциаций[2]. Необходимо отметить, что деятельность некоторых общественных объединений попадает под сферу действия иных Федеральных законов, например, Федеральный закон от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[3], Федеральный закон от 28.05.1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»[4] и т.д.
Помимо Федерального закона «Об общественных объединениях» в Российской Федерации деятельность общественных объединений регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», рядом международных правовых актов и т.п[5].
Общественные объединения осуществляют свою деятельность на следующих принципах: добровольности, равноправия, самоуправления и законности[6]. Общественные объединения вольны самостоятельно определять свою внутреннюю структуру, цели, форму и методы деятельности, которые в обязательном порядке прописываются в уставе общественного объединения[7].
Следует учесть, что в Российской Федерации запрещены создание и деятельность общественных объединений, чьи цели или действия направлены на осуществление экстремистской деятельности (например, на насильственное изменение конституционного строя России)[8]. Однако положение о защите идей социальной справедливости, включенное в учредительные и программные документы общественного объединения, не рассматривается в качестве разжигания социальной розни[9].
В ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» отмечено, что на территории Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» предусмотрено равенство общественных объединений независимо от их организационно-правовых форм перед законом. Равенство общественных объединений перед законом должно исключить возможность создания вновь однопартийной системы, в рамках которой не допускается существование других политических партий, кроме господствующей, подчиняющей себе прочие партии и общественные объединения. Кроме того, такая постановка вопроса должна исключить возникновение аналогичной системы, но замаскированной под фиктивный плюрализм, что выразилось бы в создании наряду с монопольной партией марионеточных псевдопартий и общественных объединений[10].
Андреева О.А., Остапенко А.С. Общественные объединения в политико-правовом ландшафте современной России: диалог гражданского общества и государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.do.gendocs.ru/docs/index-324169.html
Бялт В.С., Демидов А.В. Правовой статус личности: теоретико-правовая характеристика // Ленинградский юридический журнал. - 2018. – С.7
Валиев Р.Н. Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. – № 9(44). – М.: Изд. «МЦНО», 2020. – 34 с., С. 29-33
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности: монография / Н.В. Витрук. -. М.: Норма: ИНФРА-М. 2017. – 448с.
Егармин И.П. Правовой статус политических партий как субъектов избирательного процесса : сравнительно-правовой анализ: автореф.дис. … канд.юрид.наук. М., 2010. - 24 с.
Кибакин С.М. Актуальные проблемы деятельности общественных объединений и пути их решения через толкование конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. - №4. – С. 70-72
Кузьмин А.Г. Праворадикальное движение в современной России: Часть 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/350/
Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nashaucheba.ru/v32980/лазарев_в.в._научнопрактический_комментарий_к_конституции_российской_федерации
Маркелова, А.А. Конституционно-правовые основы деятельности общественных объединений в современной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/81714/1/978-5-91416-007-1_2016-320.pdf
Мерешкин Д.Е. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации: автореф.дис. … канд.юрид.наук. Санкт-Петербург, 2006. - 26 с.
Мирская Т.И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. - 2013. - № 2. - С. 23 – 27.
Напсо М.Б. Обеспечение этноиндивидуальности в контексте реализации коллективных и индивидуальных прав // Журнал российского права. - 2018. - № 5. - С. 36-45.
Сидорина Г.Ю. Институты самоорганизации граждан и развитие теории государства всеобщего благосостояния // Общественные науки и современность. - 2010. - № 5. – С. 93-96
Фомиченко М.П. Права народов в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
Чулюкова С. А. Общественные организации (объединения) и их роль в становлении гражданского общества. – М.: Академия Естествознания. – 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=164
Шашкова О.В. Комментарии к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.base.garant.ru/55099038
Шеломенцев В.Н. Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2012. – С. 10
Материалы юридической практики
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 26-П.
Определение Конституционного суда Российской Федерации от 10 ноября 2002 г. № 270-О
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 г. № 25-П,
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2008 г. № 33-О-О.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 130-О-О.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 767-О-О, от 8 декабря 2011 г. № 1629-О-О .
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 14-П // РГ от 29 июля 2003 г., № 150 (3264)