ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Роль и место правительства в системе органов исполнительной власти
1.2 Развитие правового закрепления статуса Правительства в России
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРАВИТЕЛЬСТВА
2.1 Правовое регулирование основ правого статуса Правительства. Структура, порядок формирования Правительства
2.2 Проблемы формирования и досрочного прекращения полномочий Правительства. Политическая и юридическая ответственность Правительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Тема настоящей работы актуальна и значима в силу следующих объективных причин.
Правительство РФ является одним из высших органов государственной власти, а именно федеральным органом исполнительной власти.
Более того, наличие Правительства непосредственно поименовано в нормах статьи 11 Конституции РФ, которая составляет одну из основ конституционного строя РФ и как следствие не может быть изменена в рамках действующей Конституции РФ.
Во-вторых, состоявшаяся в 2020 году конституционная реформа в России означала в том числе и изменение правового статуса Правительства, в частности изменение порядка его формирования, когда обе палаты Федерального Собрания получают большие возможности влиять на порядок назначения членов Правительства РФ.
В – третьих, вместе с тем следует согласиться с теми авторами, кто выражает мнение о том, что в настоящее время есть определенные проблемы в части закрепления правового статуса Правительства РФ, что не снимает вопрос о дальнейшем совершенствовании модели правового регулирования статуса Правительства РФ в Конституции РФ.
Таким образом, все названные факторы свидетельствуют об актуальности и значимости темы настоящей курсовой работы.
Цель работы – системный анализ правового статуса Правительства РФ в аспекте изменения Конституции РФ.
Для достижения названой цели необходимо решить следующие, более частные задачи:
1) Дать определение Правительства, определить его место в системе органов исполнительной власти.
2) Рассмотреть основные этапы и закономерности развития правовой основы деятельности Правительства в России.
3) Определить специфику правового регулирования состава Правительства РФ, его структуры.
4) Дать системную характеристику форм ответственности Правительства РФ.
Объект работы – система общественных отношений, которые складываются в сфере функционирования Правительства РФ как органа исполнительной власти.
Предмет работы – совокупность норм различных отраслей права, которые регулируют названные общественные отношения.
Степень научной разработанности темы. Названные вопросы были отражены в работах С. Авакьяна, М. Баглая, А. Югова
Теоретической основой работы являются исследования специалистов в сфере конституционного, административного права, теории государственного управления
Методологической основой работы являются фактически все группы методов, прежде всего это общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, принципы объективности, плюрализма, конкретности. Также используются частно - научные методы, такие как формально-юридический, метод сравнительного правоведения.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа включает такие элементы, как: введение, две главы, заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Роль и место правительства в системе органов исполнительной власти
Как отмечалось до недавнего времени доктринально, Правительства РФ является высшим органом государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти РФ.[1]
Отметим, что сама Конституция РФ отнюдь не относит Правительство РФ именно к высшему органу исполнительной власти. Здесь следует обратить внимание на нормы статьи110 Конституции РФ, особенно в её редакции после июля 2020 года.
Так, например, нормы пункта 1 статьи 110 Конституции РФ закрепляет положение о том, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации.[2]
Таким образом, из данного определения следует как минимум 2 основные следствия.
1) Правительство РФ осуществляет именно исполнительную власть.
2) Правительство РФ осуществляет исполнительную власть под руководство Президента РФ.
Одновременно, принятый в ноябре 2020 новый ФКЗ «О Правительстве РФ» содержит положение о том, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.[3]
Таким образом, названная норма некоторым образом уточняет конституционные положения, которые содержатся в статье 110 Конституции. И при этом, определяется.
1) Исполнительную власть осуществляет, прежде всего, Правительство РФ.
2) Кроме Правительства РФ исполнительную власть осуществляют ещё иные федеральные органы исполнительной власти
В настоящее время осуществляется реформа системы высших органов государственной власти, государственного управления. Начало этой реформы было положено теми изменениями, которые были внесены в Конституцию в 2020 году.
Причём, именно на основании названных конституционных изменений был принят и новый ФКЗ «О Правительстве РФ».
- Правительство кроме всего прочего возглавляет ещё и систему органов исполнительной власти субъектов РФ.
4.Тем не менее, Правительство РФ осуществляет свои полномочия во главе с Президентом РФ.
Вместе с тем, все же следует отметить, что Правительство не называется уже именно высшим органом исполнительной власти.
Так, например, А.Югов отмечает, что именно Правительство является необходимым институтом, который участвует в государственном управлении при любой формы государственного управления.[4]
При этом следует признать, что в настоящее время трактовки Правительства как высшего органа исполнительной власти следует отказаться, а сосредоточиться на следующих признаках, принципах статуса и положения Правительства РФ.
Во-первых, сущностной характеристикой Правительства является руководство деятельностью теми федеральными органами исполнительной власти, которые непосредственно не подчиняются Президенту.[5]
Во-вторых, также обращается внимание и на тот факт, что это коллегиальный орган власти. То есть спецификой данного органа является то, что именно в его действиях, его деятельности реализуется принцип коллегиальности.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 04.02. 2014 № 1 – ФКЗ с учетом поправок от 01.07.2020). // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 18.10.2022).
2) «О Правительстве Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 06.10. 2020 № 4-ФКЗ» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.10.2022).
3)"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ ( ред.от 22.12.2020 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.10.2022).
4) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.10.2022).
5) Авакьян С. А. конституционное право России. Учебный курс (учебное пособие в двух томах; издание седьмое, перераб. и доп.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2021,- 864 с.
6)Агапов А. Б. Административное право. Общая часть: учебник — М.: Юрайт, 2019. — 542 с.
7) Баглай М.В. Конституционное право России.; Учебное опосбие -М. «Норма». 2020. -586 с.
8) Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 194 с.
9)Безруков А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юстицинформ, 2015. -213 с.
10) Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: Учебник. -М.: Директ-Медиа, 2019.- С. 305
11) Горбунов В.А. История органов и учреждений юстиции России: учебное пособие. - Казань. 2011 - 411 с.
12) Исаев И. А. История государства и права России : учебник. — 4-е изд., пере-раб. и доп. — М. : Проспект, 2019.- 615 с.
13) Куликов В. И. История государственного управления в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2019
14) Лазарев Б. М. «Разделение властей» и опыт советского государства // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения / Институт государства и права АН СССР ; ред. колл. : Казимирчук В. П., Славин М. М., Топорнин Б. Н. (отв. ред.). — М., 1989. – 115 с.
15) Стрекалов И. Н. Последняя Конституция Советского Союза. К вопросу о создании. — М. : Алгоритм, 2018. – С 112
16) Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. — 2-е изд., перераб. — М. : Зерцало-М,2003.- 224 с.
17) Югов А.А. Государственное устройство России. – Казань. ООО «Бук». – 2020. – 314 с.
Материалы периодической печати
18) Дзидзоев РЖ Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: новые грани взаимоотношений // Журнал российского права. -2021.- № 5. -С. 43-54.
19) Занко Т.А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления.- 2020. № 3. – С. 7-19
20) Кирей А.С. Изменения конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации в связи с поправками в Конституцию Российской Федерации // Реализация теории конституционализма в правоприменительной практике Российской Федерации: сборник статей по материалам Mеждународной научно-практической конференции. СПб., 2021. – С. 137-141
21) Кобзарь-Фролова M.K Роль и функциональное назначение Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации (законодательные новеллы) // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции.- Саратов: СГЮА, 2020 - С. 40-46.
22) Комовкина Л.С., Власенко В.С. Актуальные проблемы принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 105-106.
23) Минченко О.С. Взаимосвязь структурной оптимизации и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 1. - С. 41-59.
24) Морковкина, В. М. Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть / В. М. Морковкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 158-160
25) Писарев А.Н. Российская модель формы правления в свете конституционной реформы 2020: президентская или полупрезидентская республика // Образование и право. -2020.- № 9.- С. 20-28.