Введение
Глава 1. Принципы равенства прав граждан в трудовых отношениях
1.1. Основные принципы равенства прав граждан в трудовых отношениях
1.2. Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права
Глава 2. Проблемы гендерного равноправия и пути их решения
2.1. О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностях для их реализации
2.2.Проблемы гендерного равноправия с трудовой сфере
пути ее решения
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что трудовые отношения являются одним из важнейших аспектов жизни человека. Сами правовые принципы, отраженные в законодательстве, приобретают регулирующее действие. И при применении законов, и при заполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике правовые принципы служат своеобразными указателями в правоприменительной практике.
Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин вытекает из принципов равноправия, она является одной из самых актуальных. Казалось бы, в развитом гражданском обществе проблема гендерного равенства не должна стоять так остро, поскольку верховенство закона гарантирует равные права и свободы как для женщин, так и для мужчин, а гендерная дискриминация - это пережиток прошлого. Но сегодня в нашей стране женщины часто становятся жертвами гендерного неравенства.
Объектом исследования является реализация принципа равенства прав граждан в трудовом праве, в трудовых и связанных с ними отношениях.
Предмет исследования составляет анализ фундаментальных проблем, связанных с выявлением сущности и регулятивной роли принципов равенствства в трудовом праве в области правотворчества и правоприменения, охватывающих сферу трудовых отношений.
Целью курсовой работы является исследование принципов равенства прав граждан в трудовых отношениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть содержание принципов равенства прав граждан в трудовых отношениях;
рассмотреть права и гарантии, предоставляемые трудовым законодательством в зависимости от гендерной принадлежности;
выявить возможные пути решения гендерного неравенства.
Для решения указанных задач, в работе использованы: диалектический метод познания объективной действительности, предполагающий изучение правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности; общенаучные методы исследования – анализ, синтез, логический метод, а также специально-юридические методы исследования – сравнительно-правовой, формально-юридический и системный.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативно-правовые акты, регулирующие объект исследования.
Научная новизна темы исследования обусловлена необходимостью осуществления всестороннего, комплексного научного анализа правовых отношений, реализующихся на основе принципов равенства прав граждан, исследования нормативно-правового регулирования отношений по реализации принципов равенства прав граждан, с учетом положений действующего законодательства и практики его применения, выявления имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендаций по совершенствованию соответствующей законодательной базы.
Новизна исследования определяется содержанием ряда сформулированных в ней положений и практических рекомендаций по совершенствованию трудового законодательства в области, касающейся реализации принципов равенства в трудовых отношениях.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейших научных исследований.
Практическая значимость состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в ходе работы по совершенствованию законодательства.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Основная часть
Глава 1. Принципы равенства прав граждан в трудовых отношениях
1.1. Основные принципы равенства прав граждан в трудовых отношениях
Принципы трудового законодательства - это основные принципы и общие положения, характеризующие трудовое законодательство и государственную политику в сфере труда.
Первый принцип провозглашает право на свободу труда, право использовать свою способность работать и право выбирать профессию или занятие, включая право на труд, который человек свободно выбирает или с которым свободно соглашается. Этому принципу, закрепленному в ст. 2 ТК РФ [3], соответствует ч. 1 ст. 37 Конституции РФ [2], каждый в Российской Федерации имеет право заниматься любой деятельностью. Свобода труда, право каждого контролировать свою трудоспособность, право выбирать профессию и занятие несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом.
В противном случае не может быть и речи о свободе труда и праве на труд, которые каждый свободно выбирает или свободно принимает. Каждый гражданин (физическое лицо) волен выбирать и работу, и профессию, и род деятельности. Этот принцип дополняется гарантиями, и в соответствующих положениях Трудового кодекса гл. III ТК «Трудовой договор». Свобода труда и свобода договора позволяют сторонам заключать этот договор добровольно без каких-либо обязательств. Все, что работник и работодатель получают по соглашению при заключении трудового договора на основных условиях, может быть изменено с их согласия.
Принцип защиты от безработицы и помощи в поиске работы совместим с правом на защиту от безработицы. Этот принцип закреплен в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», трудовых квотах, организации общественных работ и др. Это отражено в других нормативных правовых актах [6].
Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях ст. 37 Конституции, корреспондирующих Международному пакту от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах». Статья 7 этого Международного пакта определяет следующие права каждого:
1) справедливая заработная плата без каких-либо различий и равная оплата за равноценный труд;
2) условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
3) разумное ограничение отдыха, досуга и рабочего времени и периодический оплачиваемый отпуск, а также оплата отпуска;
4) одинаковая возможность для всех подняться до подходящего высокого уровня исключительно в зависимости от роста и привычек [1, ст.7].
В соответствии с Конституцией [2, ч.3 ст.37], условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, имеют право на получение вознаграждения за труд без дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Эти конституционные положения, подкрепленные гарантиями, закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
В разд. X «Охрана труда» предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда [3, ст. 210] и требования охраны труда (гл. 34), в том числе обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда [3, ст. 212], а также права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда [3, ст ст. 219, 220], и др. Наряду с общими нормами, распространяемыми на всех работников, действуют также специальные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии работникам, работающим во вредных и тяжелых условиях, а также отдельным категориям работников (лицам, не достигшим 18 лет, женщинам, инвалидам и др.).
Принцип равных прав и возможностей сотрудников основан на принципе, определенном ст. 19 Конституции РФ и равенство всех перед судом. Все сотрудники имеют равные права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и официального статуса, места жительства, религии, убеждений, членства в общественных объединениях и других обстоятельств. Запрещается каким-либо образом ограничивать права граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [2, ст.19].
ТК РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ устанавливают работникам права и гарантии на определенном уровне, который не может быть снижен по сравнению с трудовым законодательством ни при каких обстоятельствах. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю, как максимальный предел рабочего времени, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК, предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, например, если они более благоприятны по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями и будут установлены в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя [3, ст. 41].
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г..N 17(1831)
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) // Собрание законодательство РФ. 4.08.2014. N 31. ст. 4398.
Трудовой кодекс Российской Федерации [Федеральный закон от 30.12.2001 № 197–ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года] // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1).
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 2 декабря 2019 г.) // Российская газета. 14.07.2019.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002.N 24. ст. 2253
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1] // Собрание законодательства РФ. № 17. 22.04.1996. ст. 1915.
Указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» // Собрание законодательства РФ. 1993. № 11. ст. 937.
Указ Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» // Российская газета. 25.06.1996.
Постановление Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» // Российская газета. 12.09.1996.
Распоряжение Правительства РФ от 8 марта 2017 г. № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы». Официальный интернетпортал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.12.2020).
Айвазова С.К. Гендерное равенство в контексте прав человека//Социальная реальность. 2016. № 6. С. 12-19.
Власов А.А. Трудовое право. Конспект лекций / А.А. Власов. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2019. - 192 c.
Гладков Н.Г. Трудовые споры. Учебно-практическое пособие / Н.Г. Гладков. - М.: Юрайт, 2018. - 192 c.
Голенко Е.Н. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы Изд. 2-е, испр., доп. / Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев. - Москва: Наука, 2018. - 256 c.
Рыженков А.Я. Трудовое право. Краткий курс лекций / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.А. Шаронов. - М.: Юрайт, 2019. - 208 c.
Смирнов, О.В. Трудовое право. Учебник / О.В. Смирнов. - М.: Проспект, РГ-Пресс, 2019. - 258 c.
Стребкова Е.Г.Обеспечение равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации в органах законодательной власти // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 2 (133). С. 98-107.
Стрельников А.С. Шпаргалка по трудовому праву / А.С. Стрельников. - М.: Аллель, 2019. - 661 c