ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СПОРТ –
1.1 Влияние спорта на физическое здоровье студента
1.2 Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании средствами спорта
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
2.1 Роль физической культуры как предмета в образе жизни студента
2.2 Российский студенческий спортивный союз
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Многочисленные исследования и накопленный педагогический опыт выделяют здоровье и культуру человека как основную ценность, важнейшее условие и результат профессионально-личностного развития. Рождающийся незрелым, человеческий плод не может пройти все необходимые фазы формирования (созревания), а во взрослом периоде не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности и противостояния стрессу, без необходимого объема двигательной деятельности (И. А. Аршавский, В. В. Кузнецов, В. И. Медведев, И. В. Муравов и другие). Иными словами, без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не может продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым.
Физическая культура как часть культуры общества является основополагающей и специфической формой мышечной деятельности и общего развития, потому что любая профессиональная деятельность, осуществляемая в рамках культурно и исторически обусловленных социальных институтов, находится в прямой связи между возможностями личности и мышечной деятельностью в разных ее аспектах: через сознательно вырабатываемые цели, целевые установки, мотивационную направленность и отношения личности; средства выбранные для достижения поставленных целей. В этом аспекте физическая культура рассматривается исследователями и как показатель эффективности самой профессиональной области не только как социальный феномен, придуманный человеком для замены физического труда, но и как функциональный компонент подготовки к любому виду профессиональной деятельности. Она проявляется в более полном освоении и воплощении возможностей и способностей личности, улучшении ее профессиональной подготовки за счет высокого функционального и физического состояния, динамичного соотношения физического и духовного.
Существенное ухудшение здоровья студентов мешает раскрытию и проявлению их потенциальных возможностей, способностей и талантов как в период обучения в вузе, так и в последующей жизнедеятельности. Первостепенность решения задач укрепления и сохранения здоровья обучающихся обусловливает необходимость усиления оздоровительной направленности процесса физического воспитания.
Цель исследования – рассмотреть профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.
В связи с целью ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературы и другие источники информации по данной проблеме.
2. Рассмотреть влияние спорта на физическое здоровье студента .
3. Проанализировать личностно ориентированный подход в обучении и воспитании средствами спорта
4. Рассмотреть организационные особенности спорта в студенческой жизни, в частности, роль физической культуры как предмета и российский студенческий спортивный союз в образе жизни студента ВУЗа.
5. Сделать выводы по данной теме.
Рассматриваемая тема является не новой для российской педагогической науки. Так, фундаментальные вопросы сущности, структуры и содержания личностной физической культуры исследованы такими учеными, как М.Я. Виленский, Ю.Ф. Курамшин, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, В.П. 14 Лукьяненко, С.Д. Неверкович, Н.Х. Хакунов и др. Проблемы формирования физической культуры личности разных категорий обучающихся исследовали В.К. Бальсевич, А.А. Горелов, Л.Н. Сляднева, А.А. Федякин, К.Д. Чермит, М.М. Чубаров и др. Научные основы создания в образовательных организацияхздоровьесберегающейобразовательной среды разрабатывались Т.Е.Виленской, В.Н.Курысем, Л.Н.Слядневой, К.Д.Чермитом и др.
Объект исследования – физическая культура в жизни студента.
Предмет исследования - воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.
ГЛАВА 1 СПОРТ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
1.1 Влияние спорта на физическое здоровье студента
В последнее время все больше внимания уделяется связи между физической активностью и учебной деятельностью студентов. Многие исследования показывают, что регулярные занятия спортом и физическими упражнениями могут значительно улучшить качество учебы и повысить успеваемость.
Физическая культура имеет большое влияние в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их деятельность связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Снятие утомления нервной системы и всего организма, повышение работоспособности, укрепление здоровья — все это и не только польза, которую приносят занятия физической культурой. В широком смысле слова под физической подготовкой понимается процесс воспитания физических качеств и освоения жизненно важных движений и (или) базовых движений. В теоретическом смысле спорта физическая подготовка подразумевает только процесс воспитания физических качеств.[1]
Занятия физической культурой положительно сказываются на функциональном состоянии дыхательной системы, кровообращении и иммунитете. Регулярные занятия являются отличной профилактикой таких заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь сердца, ожирение. Как показывают исследования, более половины студентов имеют какие-либо хронические заболевания и их количество увеличивается из года в год. Занятия спортом в данном случае оказываются одним из самых эффективных «лекарств» против хронических заболеваний разных органов и систем. Достаточно актуальна на данный момент проблема увеличения числа студентов с остеохондрозом и артрозом по причине малоподвижного и сидячего образа жизни современного студента. Регулярные упорные занятия физической культурой помогают избавиться от этих проблем.
Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм, подверженный неблагоприятным последствиям вредных привычек. Как известно, среди этих последствий ярко выражен фактор быстрого старения и разрушения организма. Физическая культура является основным средством, задерживающим ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в ускоренном процессе инволюции. Все подобного рода изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. В частности, в пораженном организме существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Под влиянием вредоносных факторов происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление.
Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости.
Под влиянием вредных привычек, в первую очередь курения, ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) курильщика за год снижается в среднем на 7,5 мл на1м2 поверхности тела. Происходит снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ).
Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза.
Регулярная и адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить или даже задержать развитие инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем.
Кроме того, хочу сказать, что при регулярных занятиях физической культурой желание прибегать к вредным привычкам отпадает само по себе, твоё здоровое тело перестает нуждаться в ненужных ему вредителях, в этом я убедился на собственном опыте.[2]
Например, при низком уровне физической активности и подготовки человека, в центральной нервной системе происходят различные отклонения от нормы, ухудшаются основные функции мышления, снижается работоспособность и нарушается эмоциональная устойчивость. Именно поэтому физическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс воздействия на человека для его физического самосовершенствования, развития и образования.
На сегодняшний день по оценкам отечественных специалистов отмечается, что получение образования у современных студентов происходит с ущербом для здоровья. Исходя из этого, была поставлена цель: изучить влияние физической культуры на здоровье учащегося. Как мы сказали выше, физическая культура улучшает обмен веществ в организме, а также повышает внимание учащегося и помогает развить не только физическую подготовку, но и умственную тоже, что положительно скажется на будущей профессиональной деятельности студента. Исходя из этого, можно сделать вывод: физическая культура нужна во время учебного процесса студента.
Далее приведем комплекс физических упражнений, которые носят рекомендательный характер для студентов, но выполняя которые, студенты значительно повысят свой физический потенциал.