Актуальность исследования. Выносливость – одно из важнейших физических качеств личности. Выносливость – это способность человека выполнять длительную работу, какой-либо направленности, без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение.
Выносливость существенна в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, подвижные и спортивные игры и т.п.).
Следует отметить необыкновенную популярность тайского бокса среди подростков. С социальных позиций занятия тайским боксом развивают тактическое мышление, память, повышают устойчивость организма к стрессовым ситуациям, обеспечивают условия своевременного «взросления», создают реальные возможности защитить себя, формируют некий внутренний стержень, спокойствие. Занятия дают неограниченные возможности самовыражения, ведут к творческому развитию личности и, соответственно, способствуют развития выносливости у подростков.
Чрезвычайную актуальность имеют вопросы развития выносливости у подростков на занятиях тайским боксом, вследствие специфичности условий тренировки, сложности и многообразия решаемых задач, высоких требований, предъявляемых к тайскому боксёру, особенностями их психофизиологического состояния в учебно-тренировочном процессе и комплексной реакцией организма на воздействие указанных факторов (В. А. Пономаренко, А. Г. Загородников). Значительную роль в обеспечении высокой эффективности подготовки тайских боксеров к соревнованиям играет уровень методического и спортивно-технологического обеспечения (А. И. Колесов, Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов).
Изучение вопросов развития выносливости, особенностей ее развития в разные возрастные периоды, а также обоснование адекватных средств и методов освещено в работах ученых (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский. Н.Г. Озолин, В.М. Волков, В.Н. Селуянов, В.И. Лях и др.).
Выносливость наряду со скоростно-силовыми качествами является основой, определяющей уровень физической подготовленности подростков занимающихся тайским боксом. Недостаточное развитие выносливости снижает эффективность использования технико-тактических действий на занятиях тайским боксом. Если работоспособность подростков плохо развита, они будут терять необходимую мощность и интенсивность, что неизбежно скажется на результате.
На развитие специальной подготовки и соответственно на спортивный результат, влияет методика развития выносливости у подростков занимающихся тайским боксом, которая предусматривает определенный порядок применения средств и методов тренировки, введение последовательной работы той или иной направленности. Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья всего организма в целом, физического развития, трудовой деятельности, актуальность данной темы вне всяких сомнений.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития выносливости у подростков занимающиеся тайским боксом.
Объект исследования – специальная физическая подготовка подростков.
Предмет исследования – процесс развития выносливости у подростков занимающиеся тайским боксом.
Гипотеза исследования. Предполагается, что реализация усовершенствованной методики развития выносливости у подростков будет способствовать повышению эффективности тренировочного процесса на занятиях тайским боксом.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития выносливости подростков занимающиеся тайским боксом.
2. Провести исследование развития выносливости подростков занимающиеся тайским боксом.
3. Разработать методика развития выносливости подростков занимающиеся тайским боксом.
4. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных исторической, философской, психолого-педагогической, медико-биологической и методической литературы; педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, таблиц и рисунков, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития выносливости подростков занимающиеся тайским боксом
1.1 Характеристика понятия выносливости как физического качества
Выносливость — возможность организма к длительному осуществлению той или иной деятельности без значительного уменьшения трудоспособности. Степень выносливости обуславливается периодом, на протяжении которого человек способен осуществлять установленное физическое упражнение (разновидность деятельности) [3, с.28].
Профессор, доктор педагогических наук Ю. В. Верхошанский рассматривает выносливость как проблему, так как в профессиональном, да и в любительском спорте возрастает длительность, интенсивность и продолжительность тренировочного занятия и соревновательного соперничества. А особенно данная проблема затрагивает такие виды спорта, как бег на любые дистанции, греблю, плавание, конькобежные, лыжные и велосипедные гонки. Боксѐры и борцы так же нуждаются в развитии выносливости, так как сложная и длительная борьба утомляет спортсменов [7, с.76].
Э.А. Яковлевич утверждает, что выносливость в совокупном значении данного определения рассматривается, как умение людей выполнять какой-либо род деятельности на длительном промежутке времени в условиях действия затрудняющих условий или длительное время противостоять этим условиям. При этом природа этих условий способна являться самого разного происхождения. В большинстве случаев изолированного процесса какого-либо условия не возникает, по большому счѐту, выявляется единое воздействие многочисленных условий. В литературных источниках можно встретить несколько видов выносливости, к примеру, выносливость к действию низких и высоких температур, скоростно-силовую выносливость, выносливость к гипоксии, к сниженной гравитации и много других видов [10, с.206].
А. И. Фатьянов под выносливостью понимает умение к результативному осуществлению физического упражнения, одолевая развивающееся переутомление. На уровень развития данного свойства влияет то, как спортсмен в совокупности рационально использует свои силы, выполняет упражнения с правильной техникой, а так же необходима и психическая подготовленность, ведь на подсознательном уровне можно добиться противодействия процесса развития утомления и др. [30, с.294].
В теории и методике физической культуры и спорта выносливости дают определение, как свойство сохранения установленной, необходимой для обеспечения профессиональной деятельности, мощности нагрузки и противодействие усталости, появившейся при выполнении упражнения. По этой причине выносливость выражается в двух ключевых формах: 1) В длительности деятельности в установленной степени мощности до возникновения первых признаков выраженного утомления. 2) В скорости уменьшения трудоспособности при присутствии усталости [14, с.420].
Начиная тренировочное занятие, главное вникнуть в поставленные задачи, понимая, чего мы хотим добиться от тренировки, таким образом можно повысить свою функциональность. Данные задачи состоят в направленном влиянии средствами физической подготовки на целый комплекс условий, форм, которые обеспечивают нужную степень трудоспособности и обладающих характерными чертами в любом варианте высококлассной работы. Решаются они в ходе особой и общефизической подготовки.
В теории и практики выносливость классифицируют на общую и специализированную. Общая выносливость создает фундамент для качественной жизни, повышения уровня физической и умственной работоспособности, а также здоровья. Общая выносливость лежит в основе развития разных видов специальной выносливости. Часто общую выносливость определяют как совокупность разных видов специальной выносливости, которая проявляется в хорошем развитии аэробных возможностей систем организма [24, с.94].
Для повышения уровня тренированности организма особое значение имеют физиологические перестройки, которые позволяют перейти организму на более высокий уровень работы. При выполнении конкретной работы, совершенствуются именно те механизмы, которые составляют наибольший вклад в обеспечении нагрузки данной мощности. Так, при выполнении нагрузок, направленных на воспитание выносливости в основном совершенствуются сердечно-сосудистая, дыхательная системы и нервномышечный аппарат. Тренируются механизмы доставки кислорода к работающим мышцам и выведение продуктов распада, совершенствуется кислородная емкость крови.
К физиологическим показателям выносливости специалисты относят: степень развития аэробных механизмов энергообеспечения, кислородная емкость крови, слаженная координация различных функций организма в момент выполнения нагрузки, координированность нервной и гуморальной регуляции, запас энергетических веществ. Проявления выносливости зависят также от качества технического исполнения упражнения, т.е. тем выше техническое мастерство спортсмена, тем экономнее он выполняет упражнение и его способность противостоять нарастающему утомлению повышается. Все вышеперечисленные механизмы можно тренировать и совершенствовать путем грамотно составленной тренировочной нагрузки [13, с.246].
Кроме общей выносливости, выделяют и специфическую выносливость, которая проявляется в особых условиях и упражнениях, характерных для каждого вида спорта. Такая выносливость может проявляться в момент выполнения нагрузок максимальной и субмаксимальной мощности и требует высокой мобилизации всех систем организма спортсмена. С учетом того, что проявление специальной выносливости зависит от специфики вида спорта и соревновательных условий выполнения упражнений, то для каждого вида деятельности необходим свой комплекс физиологических механизмов для обеспечения такой работы [9, с.110].
С точки зрения физиологии общая и специальная выносливость имеют свои отличия. В основе общей выносливости лежат аэробные процессы, уровень которых зависит от тренированности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нервно-мышечной регуляции. Развитие таких способностей возможно при использовании длительных и низко интенсивных нагрузок. Физиологической основой проявления специальной выносливости является качество нервно-мышечной регуляции и скорость расходования внутримышечных источников энергии. Педагогическими факторами проявления специфической выносливости являются техническое мастерство спортсмена и уровень развития других физических качеств [12, с.51].
Изменяя параметры физической нагрузки, мы тем самым создаем условия для тренировки и улучшения физиологических показателей проявления того или иного вида выносливости с учетом специфики вида деятельности. Например, работа умеренной мощности, при которой рабочая ЧСС составляет не более 60-70% от максимально возможной, а длительность более 10 мин, позволяет развивать общую выносливость. Для совершенствования специальной выносливости интенсивность нагрузки составляет 70-95%, а продолжительность не более 50 сек. Такая работа возможно за счет анаэробных механизмов энергообеспечения. К разновидностям специальной выносливости можно отнести силовую, координационную, скоростно-силовую выносливость.
Специалистами выделяются некоторые критерии, позволяющие создать классификацию видов специальной выносливости: – способ выполнения двигательного действия (как пример, прыжковая или статическая выносливость);
Подрезов, Н. А. Азбука бокса / Н.А. Подрезов. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013. - 136 c.
Рубин, В.С. Разделы теории и методики физической культуры. Учебное пособие / В.С. Рубин. – М. : Физическая культура, 2011. – 112 с.
Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 166 c.
Семенов, Виктор Развитие выносливости у спортсменов / Виктор Семенов. - М.: Спорт, 2017. - 225 c.
Ситников, П.С. Бокс. Книга-тренер / П.С. Ситников. - М.: Эксмо, 2013. - 634 c.
Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М. : Советский спорт, 2012. – 620 с.
Стрельников, В. А. Учебно-тренир.процесс в боксе: Моногр. /В.А.Стрельников-М.:НИЦ ИНФРА-М,СФУ,2016-112с.(Науч.мысль)(о) / В.А. Стрельников, В.А. Толстиков, В.А. Кузьмин. - Москва: РГГУ, 2016. - 821 c.
Суслина, И.В. Физиологические аспекты выносливости в спорте / И.В. Суслина. – Волгоград : ВГФАК, 2012. – 156 С.
Филимонов, В. И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования / В.И. Филимонов. - М.: Инсан, 2016. - 400 c.
Фолан, М. Тайский бокс / М. Фолан. - М.: Эксмо, 2012. - 120 c.