ВВЕДЕНИЕ
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РИНОЛАЛИИ КАК ВИДА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ
1.1. Ринолалия как вид тяжелого речевого нарушения
1.2. Этиология, патогенез и виды ринолалии
1.3. Основные приемы и методы логопедического обследования лиц с ринолалией
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О РИНОФОНИИ КАК ВИДА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ
2.1. Этиология и виды ринофонии как вида речевого нарушения
2.2. Основные приемы и методы логопедического обследования лиц с ринофонией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы. Ринолалия и ринофония имеют место в речевой патологии и проявляются своеобразным нарушением тембра голоса и фонетической стороны речи. Многие логопеды при исследовании больных с открытой ринолалией после операции уранопластики выявляют у них значительное нарушение голосовой функции. Голос глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком. В результате утечки воздуха при речи через нос, ринолалики дают задержку его не в местах нормальной артикуляции (губное замыкание при произнесении звуков п, б, язычно-небное при т, д, к, г), а на голосовых складках, что придает речи гортанный характер.
Ринолалики, стесняясь своей речи, стараются говорить тише, в результате чего голос становится однотонным, слабым, приглушенным. Нарушения голоса при расщеплении нёба М. Зееман называет dysphonia palatina или palatophonia, в отличие от артикуляционных расстройств, т.е. раlatolaliа. Автор указывает на две причины палатофонии: ларингеальная гиперфункция и неправильный голосовой резонанс. «Голос возникает при сильном экспираторном давлении на голосовую щель и усиленном напряжении голосовых связок. При этом гортань сильно поднимается и сокращается надставная трубка. Голос образуется примитивно и сдавленно...» [1, с. 45].
Изменение тембра гласных М. Зееман связывает с рядом анатомических и резонаторных причин, а также с неправильным движением языка и гортани. Причем чем старше ребенок, тем палатофония заметнее и неприятнее. Польский логотерапевт А. Митринович-Моджеевска отмечает, что ринофония может сопровождаться ринолалией в следующих случаях: 1) если приобретенные факторы (например, дегенеративные изменения чувствительных и трофических нервных волокон глотки, нарушения функции мышечной системы дыхательных, фонационных и артикуляционных мышц) начинают оказывать свое влияние в первые годы жизни ребенка, когда артикуляционные механизмы еще полностью не сформированы; 2) если имеет место также и нарушение слуха; 3) если имеют место также нарушения артикуляции центрального происхождения [2, с. 21].
Цель исследования – изучить патогенез ринолалии и ринофонии, особенности обследования лиц с ринолалией и ринофонией.
Задачи курсовой работы:
Показать ринолалию как вид тяжелого речевого нарушения.
Изучить этиологию, патогенез и виды ринолалии.
Выявить основные приемы и методы логопедического обследования лиц с ринолалией.
Определить этиологию и виды ринофонии как вида речевого нарушения.
Проанализировать основные приемы и методы логопедического обследования лиц с ринофонией.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; анализ основных приемов и методов логопедического обследования лиц с ринофонией.
Автором курсовой работы изучены следующие источники и литература по теме исследования таких педагогов, как: Агаева В.Е., Азорина А.Г., Алмазова Е. С., Балакирева А.С., Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Борозинец Н.М., Васильева Е.Е., Волосовец Т.В., Зайцева Л.А., Зееман М., Игнатьева С.А., Корнев А.Н., Митринович-Моджеевска А., Неретина Т.Г., Пилипенко А.В., Репина З.А., Смирнова Т.П., Соломатина Г.Н., Сомова А.М., Цыренов В.Ц., Шабалина Т.И. и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РИНОЛАЛИИ КАК ВИДА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ
1.1. Ринолалия как вид тяжелого речевого нарушения
Ринолалия («ринос» - нос, «лалия» - речь) представляет собой нарушение произношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и нарушениями голоса. Это нарушение работы небно-глоточного клапана.
Исследователи отмечают особо нарушение акта кормления. С первых дней жизни из-за отсутствия разделения носовой и ротовой полостей у ребенка возникают значительные трудности в адаптации к кормлению. В связи с нарушением акта сосания кормление осуществляется через бутылочку, переход на ложку, пипетку или шприц, при этом ребенок должен научиться глотать, чтобы еда не попадала в дыхательные пути.
Именно поэтому ребенка нужно держать в полувертикальном положении, сцеженное грудное молоко вводится по несколько капель в угол рта или за нижнюю губу. Чаще это происходит через несколько дней после рождения, но иногда, если трещина двусторонняя или широкая, что может проходить несколько недель [3, с. 3].
Нарушено дыхание ребенка, условно-рефлекторная деятельность небных и глоточных мышц, в свою очередь, способствует задержке физического развития. Попытки предотвратить выход воздуха через нос при фонации приводят к появлению сопутствующих резких движений мимических мышц: дети сжимают ноздри, хмурятся, хмурятся, приподнимают верхнюю губу. В некоторых случаях такие движения мимических мышц наблюдаются в возрасте 2,5-3 лет.
Таким образом, врожденная расщелина губы и неба в большей или меньшей степени способствует нарушению питания ребенка, нарушению его физиологического и фонового дыхания, изменяет характер мимической мускулатуры, стабилизирует неправильное положение языка во рту. Все это влияет на формирование речи ребенка, вызывая тяжелое нарушение речи, которая называется открытая ринолалия.
Очень важно то, что исследователь А.Г. Ипполитова характеризует открытую ринолалию при трещинах неба следующим комплексом симптомов: «Изменение положения и активности языка. Патологическое положение (поза) языка. Дети с врожденной трещиной с рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Об этом приборе свидетельствует своеобразное расположение языка во рту» [4].
Ребенок рефлекторно сдвигает тело языка назад, так что продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем прикорневой части языка. Таким образом, вход в дыхательные пути сужается, что защищает глотку и стенку глотки от чрезмерного охлаждения.
Дети с небной патологией стремятся к более полному проглатыванию пищи и укреплению корня языка, при этом включая в этот процесс отдельные мышцы лица. Эта мускульная взаимосвязь прочно закрепилась и в дальнейшем влияет на качество лопаты и влияет на формирование произношения. Чрезмерное приподнимание корня языка приводит, в первую очередь, к тому, что во время речи на выдохе струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в полость рта. Часть воздуха, попавшая в полость рта, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Фонационное дыхание нарушено. Это создает гнусавый тон речи.
Тем не менее, при стабильном положении корня языка кончик его отворачивается посередине полости рта. Замедлено движение всех языков. При таком положении языка осуществление движений, необходимых для артикуляции звуков, детям из щели неба не удается. Иногда во время речи, пытаясь компенсировать дефект, ребенок сильно вовлекает крылья носа, задействуется артикуляция мимических мышц.
Таким образом, язык стабилизируется в следующем положении: все его тело отведено назад (опускается обратно в глотку), а корень и спина с силой подняты вверх (имеется повышенный тонус). Кончик языка обычно слабо развит, часто паретический. В результате доступны только самые элементарные движения, которые мало дифференцированы. Смена положения языка - это своего рода адаптация ребенка к своему дефекту.
Нарушение работы мышц мягкого неба ученые характеризуют следующим образом. Функция всех мышц, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, сильно ограничена не только при речи, но и при жевании и глотании. Тем не менее, мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения полости рта и носа [5].
Исследователи отмечают особо то, что у детей, имеющих открытую ринолалию, нарушено переплетение мышц неба по средней линии и их физиологическое напряжение, а также отмечается асимметрия мышц мягкого неба слева и справа.
Эта асимметрия проявляется, в первую очередь, до 4-5 лет и с возрастом прогрессирует. Слизистая глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Закрытие мягкого неба и задней стенки глотки не производится.
Очень важно то, что изменение взаимодействия мышц всего артикуляционного аппарата. Наблюдается нарушение взаимосвязи артикуляционных и лицевых мышц, что проявляется в чрезмерных движениях лицевых мышц в артикуляционном процессе, наличии синкинезии, а в некоторых случаях тиковидных и хореических движений лицевых мышц [6, с. 23].
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешского Е.О. Соколовой; Под ред. и с перед. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. - М.: Медгиз, 2015. – 300 с.
Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. - Варшава, 2015. – 210 с.
Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учебно-метод. пособие / Л.А. Зайцева и др. - М.: БГПУ им. Танка, 2011. - 74 с.
Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М: ВЛАДОС, 2016. - 285 с.
Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение ринолалии // Электронный ресурс, режим доступа: https://ourkids.ru/narushenija/rech/rinolaliya/
Зайцева Л.А., Азорина А.Г. Если ребенок родился с расщелиной губы и нёба // Дефекталогия. - 2017. - № 8. – С. 23-66.
Вансовская, Л.И. Коррекция психического развития. Некоторые аспекты онтогенеза речи [Текст]: учебно-методическое пособие Л.И. Вансовская, О.А. Платонова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. - 164 с.
Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – Воронеж 2017. – С.93 -102.
Сомова А.М. Логопедическое обследование при ринолалии / А.М. Сомова. / г. Саров // Электронный ресурс, режим доступа: http://logoportal.ru /logopedicheskoe-obsledovanie-pri-rinolalii.html
Шабалина Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией // Дефектология. - 2018. - № 2. - С. 83.
Васильева Е.Е. Ринолалия. Учебное пособие / Е.Е. Васильева. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. - 163 с.
Сомова А.М. Логопедическое обследование при ринолалии / А.М. Сомова. / г. Саров // Электронный ресурс, режим доступа: http://logoportal.ru /logopedicheskoe-obsledovanie-pri-rinolalii.html
Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие / В.Ц. Цыренов. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2017. - 168 с.
Ринофония // Электронный ресурс, режим доступа: https://kiberis.ru/?p=34926
Алмазова Е. С. Ринолалия и ринофония // Электронный ресурс, режим доступа: https://www.logopedplus.ru/articles/narusheniya-golosa/rinolaliya-i-rinofoniya/
Соломатина Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и нёба // Логопед. - 2017. - № 2. - С. 15 - 21.
Смирнова Т.П. Использование компьютерной программы «видимая речь» - II в коррекции речи детей с ринолалией //Дефектология, 2018. - №5. – С. 8-18.
Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пос. / А.В. Пилипенко. - Владивосток: МорГУ, 2018. - 145 с.
Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.О. Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 486 с.
Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2016. - 380 с.
Нелюбина, О.В. Современный подход к лечению детей с нёбно-глоточной недостаточностью в послеоперационном периоде [Текст] / О.В. Нелюбина, Т.Я. Мосьпан, А.А. Гусев, Г.А. Оганесян // Вопросы современной педиатрии. – 2014. - №5. – С. 104-107.
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2014. – 214 с.
Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта, 2015. - 220 с.
Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь: СГПИ, 2018. - 224 с.
Репина З.А., Балахонов А.С. О проведении массажа нёба с помощью специального массажера // Дефектология, 2016. - №6. – С. 22-31.