ВВЕДЕНИЕ
1.1. Значение закаливающих процедур у детей раннего возраста
1.2. Механизм действия закаливающих процедур
1.3. Правила закаливания детей раннего возраста
1.4. Основные виды закаливающих процедур
1.5. Организация закаливания детей в дошкольной
организации
ГЛАВА II Роль медицинской сестры в закаливании детей раннего возраста
2.1. Роль медицинской сестры в закаливании детей раннего возраста как укрепление здоровья детского населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Здоровье ребенка на 10-20% зависит от наследственности, на 10-20% от окружающей среды и на 50-70% от образа жизни [1]. Поэтому для активно развивающегося организма особенно важно рациональное питание, полезные привычки, физическая активность и закаливание.
Ведущее место в структуре патологии детского возраста занимают болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются острые респираторные заболевания, острые респираторные вирусные инфекции и грипп. Главенствующая роль в формировании высокого уровня детской заболеваемости принадлежит контингенту часто и длительно болеющим детям, который в зависимости от возраста, эпидемиологических и социальных условий составляет ежегодно в среднем 15-25 % [2].
Закаливание – это система процедур, призванная использовать природные и другие факторы для повышения устойчивости организма к болезням и неблагоприятным условиям и, в целом, для повышения качества жизни.
Основой закаливающих процедур являются перепады температур. Организм учится справляться с ними собственными силами. Благодаря этому человек становится неуязвимым перед холодом, а значит и перед простудными заболеваниями, распространенными в осенне-зимний период.
Медицинских противопоказаний для закаливания детей не много, поэтому можно проводить в дозированном количестве такие процедуры с ослабленным ребенком. При этом благоприятные условия для закаливания легко создать дома и конечно в детском саду.
Цель работы – изучить значимость закаливания детей раннего возраста как укрепление здоровья детского населения.
Объект: закаливание детей раннего возраста как укрепление здоровья детского населения.
Предмет: роль медицинской сестры дошкольной организации в закаливании детей раннего возраста как укрепление здоровья детского населения.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты закаливания детей раннего возраста.
2. Рассмотреть особенности закаливания детей раннего возраста.
3. Проанализировать организацию закаливания детей в дошкольной образовательной организации.
ГЛАВА I Теоретические аспекты закаливания детей раннего возраста
1.1. Значение закаливающих процедур у детей раннего возраста
У незакаленного человека сосуды носоглотки от холода сужаются, и кровоток ухудшается. Вообще, организм человека устроен так, что при нормальном кровообращении никакой вирус не пройдёт в клетку. Простуда начинается тогда, когда нарушается кровоток в верхних дыхательных путях. Вот тут все те вирусы, которых так много вокруг нас, проникают в клетку. Вирусы – клеточные паразиты. Они могут жить и размножаться только внутри клетки. Поражённая вирусом клетка погибает и отторгается. На эту повреждённую поверхность уже вторично воздействует бактериальная инфекция.
Если же ребёнок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закалённого человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов — через месяц, полгода или неделю? У каждого ребёнка это индивидуально. Закаливание укрепляет нервную и сердечно-сосудистую систему. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников, щитовидной и вилочковой желез. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается [2].
Кроме того, закаливание благоприятно воздействует на желудочно-кишечный тракт и ускоряет обмен веществ. Это способствует более быстрому выведению шлаков и токсинов из организма. Кроме того, закаливание учит бороться со стрессом. Ведь именно так организм поначалу воспринимает охлаждающие процедуры.
Однако, стоит отметить, что не всегда закаливание приносит пользу. Если охлаждающие процедуры проводятся нерегулярно, организм не успевает приспособиться и реагирует на них ухудшением самочувствия и обострением хронических заболеваний [3].
1. Капранова Е. И. Закаливание детей раннего возраста // Русский медицинский журнал, 1997. URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Zakalivanie_detey_rannego_vozrasta/#ixzz80MwlO46r (дата обращения 29.10.2023 год).
2. Санкт - Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника № 49" Пушкинского района URL: https://gu99.site.gov.spb.ru/medicinskaja-informacija/znachenie-zakalivanija-v-ukreplenii-detskogo-i-podrostkovogo-zdorovja/ (дата обращения 29.10.2023 год)
3. Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Череповецкая детская поликлиника №1» URL: https://www.dpche1.ru/index.php/deyatelnost/informaciya-dla-roditeley/22-u-vas-poyavilsya-malysh/106-zakalivanie-detej-rannego-vozrasta (дата обращения 30.10.2023 года)
4. Томское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
URL: https://profilaktika.tomsk.ru/naseleniyu/stati/zoj/zakalivanie/ (дата обращения 29.10.2023 год)
5. Путилина Л.Д. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях, утв. Минздравом СССР 16.06.1980 г. №11-49/6-29
6. Современные технологии закаливания детей дошкольного возраста. Рабочая программа подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование». Кострома, 2020. URL: https://ksu.edu.ru/files/op/rpd/111/2020_stzddv_44.03.05.pdf (дата обращения 30.10.2023 год)
7. ГБУЗ СО «Свердловский областной центр медицинской профилактики», URL: www.medprofural.ru (дата обращения 31.10.2023 года)
8. Волкотруб И.Л. Организация закаливающий процедур в ДОУ URL: https://volkotrub.edumsko.ru/attestation/post/3208258 (дата обращения 30.10.2023 год)
9. Яковлев В.А. Система закаливающих мероприятий в МБДОУ «Детский сад №162» URL: https://mdoy.pro/pict/ds_838/docs/2020/mto/sistemazakalivayushaixprocedur-kopiya.pdf (дата обращения 30.10.2023 год)
10. Кривошеина, И. В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни / И. В. Кривошеина // Начальная школа плюс до и после. − 2009. − № 2. − С.6-8
11. Кулаковский, О. А. Формирование культуры здорового образа жизни / О. А. Кулаковский // Адукацыя і выхаванне. − 2004. − № 8. − С.53-58.
12. Лебедева, Н. Т. Формирование здорового образа жизни младших школьников / Н. Т. Лебедева. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 112 с.
13. Приказ Минздрава России от 05.11.2013 №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=262029 (дата обращения 29.10.2023 год)
14. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 206. - 191 с.