Введение
1 Теоретические аспекты роли общественных объединений в формировании государственной социальной политики
1.1 Понятие, сущность и значение общественных объединений
1.2 Порядок создания и деятельности общественных Объединений в Российской Федерации
1.3 Процедура прекращения и ликвидации общественных объединений в Российской Федерации
2 Вопросы совершенствования взаимодействия общественных объединений в формировании государственной социальной политики
2.1 Проблемы общественных объединений в формировании государственной социальной политики
2.2 Совершенствования взаимодействия общественных объединений в формировании государственной социальной политики
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. В процессе формирования российского правового государства постоянно возрастает роль и значение институтов гражданского общества, развиваются и укрепляются социальные структуры, формируются общественные отношения, основанные на конституционном принципе политического многообразия.
В соответствии с Конституцией РФ граждане участвуют в делах государства непосредственно или через своих представителей. Социальная активность граждан проявляется прежде всего через участие в различных общественных организациях.
В условиях демократии, идеологического и политического плюрализма немыслимо развитие политического процесса без участия негосударственных некоммерческих организаций, без учета их мнений и интересов. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на объединение и гарантирует свободу их деятельности. Основной закон государства устанавливает важнейшие принципы создания и деятельности, а также формы ответственности государственных органов.
В связи с этим действительно необходимо научное изучение многих аспектов происходящих в Российской Федерации демократических преобразований и осмысление многочисленных проблем их правового регулирования.
Целью настоящей работы является выявление роли общественных объединений в формировании государственной социальной политики в Российской Федерации.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
определить характеризующие признаки понятия «общественное объединение», рассмотреть принципы создания и деятельности, организационно-правовые формы общественных объединений;
проанализировать проблемы общественных объединений в формировании государственной социальной политики в Российской Федерации.
В работе использован комплексный подход к рассмотрению изучаемых проблем. Методологическую основу исследования составили концептуальные положения общей теории права и государства, конституционного права, а также теоретические воззрения известных ученых.
Методами исследования, которые использовались в процессе работы, являются: диалектический метод познания; историко-правовой; системно-функциональный метод; формально-догматический метод; формально-логический метод.
1 Теоретические аспекты роли общественных объединений в формировании государственной социальной политики
1.1 Понятие, сущность и значение общественных объединений
На современном этапе эволюции российского общества необходим поиск форм и методов его обновления и развития, а также решение проблемы разработки теоретических положений, способствующих наиболее правильному решению современных политико-правовых проблем. Поэтому определение тенденций развития гражданского общества в России является одной из важнейших задач на современном этапе.
Гражданское общество и государство дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построить демократическое правовое государство. Это связано с тем, что именно сознательные и свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого жилища. В реальном обществе разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для понимания механизмов социальной жизни, степени свободы и несвободы личности, уровня политического развития».
Общим для всех объединений является то, что все они функционируют как одна из организационных форм демократии, которая является формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина.
Общественная корпорация - это добровольное, автономное, некоммерческое объединение, созданное по добровольному волеизъявлению граждан и объединившееся на основе общности интересов для реализации общих целей, предусмотренных уставом корпорации (ст. 5 Федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» от 17.05.2007 № 82-ФЗ) [6].
Раскрытие этих положений позволяет выявить следующее:
Во-первых, государственные корпорации существуют в обществе, отделены от государства и являются негосударственными организациями. В большинстве случаев государственные корпорации создаются по инициативе граждан. Закон признает государственные инициативы по созданию государственных органов, в которых государство заинтересовано. Однако такие инициативы должны быть дополнены инициативой самих граждан. Она может рассматриваться как общественная или, в некоторых случаях, государственно-общественная (общественно-государственная), но в любом случае она не зависит от государства и выступает как явление общественной жизни [12].
Во-вторых, общественные объединения создаются на основе добровольного волеизъявления. Никто не вправе принуждать граждан к вступлению в объединения или участию в них.
В-третьих, общественные объединения являются органами самоуправления. Это означает, что их дела и внутренняя организация находятся в руках граждан, являющихся членами или участниками объединения. Никто не управляет объединением от их имени и не имеет на это права.
В-четвертых, общественные объединения являются разновидностью некоммерческих организаций. Это означает, что они не являются коммерческими и могут осуществлять хозяйственную деятельность с целью получения средств. При этом общественные объединения отличаются от хозяйственных тем, что прибыль не распределяется между членами или участниками, а используется на общие цели.
В-пятых, граждане, участвующие в общественном объединении, должны иметь совпадающие интересы. Более того, индивидуальные интересы граждан приводят к созданию общественных объединений, которые, в свою очередь, перерастают в общие интересы.
В-шестых, на основе общих интересов вырабатываются цели общественного органа, которые отражаются в его уставе. Без таких целей и без устава государственная корпорация в соответствии с Законом невозможна [18].
Общественные объединения - это проявление самодеятельности людей, их участия в общественной жизни. Поэтому они являются неотъемлемой частью демократии и одной из форм гражданского общества. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на создание общественных объединений и свободу их деятельности (ст. 30).
Общественные объединения нуждаются в определенных правах, закрепленных в законе, и, в частности, в свободном осуществлении своих уставных целей. Для этого они могут учреждать свою печать, создавать предприятия и другие хозяйственные единицы, свободно собирать членские взносы. Они также расходуют средства из собственного бюджета, владеют жилищным фондом и другими фондами [9].
Государственные органы не имеют права вмешиваться в их внутреннюю деятельность. В то же время эти органы участвуют в деятельности многих государственных учреждений и государственных конференций.
Например, представители объединений участвовали в Конституционном совещании, созванном Президентом для разработки проекта Конституции. Общественные объединения тесно сотрудничают с Государственной Думой и комитетами Федерального Собрания.
Российская федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. (с изм. и доп. от 01.07.2020)– М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5—94462—025—0. – Текст : непосредственный.
Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях»: Федеральный закон от 19.05.95г. № 82-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2020) // «Собрание законодательства РФ», выпуск № 21 от 22 мая 1995г. Раздел Ι, ст.1930. – Текст : непосредственный.
Агафонова, А.А. Общие подходы к правовому регулированию института религиозных объединений России в свете опыта зарубежных стран / А.А. Агафонова // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 22 - 29. - Текст : непосредственный.
Агафонова, А.А. Бюджетное финансирование деятельности религиозных объединений: сравнительно-правовое исследование/ А.А. Агафонова // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. С. 3-6. - Текст : непосредственный.
Брежнев, О.В. Институт судебного контроля за законностью в деятельности общественных объединений в России: проблемы и перспективы развития/ О.В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 8 - 13. - Текст : непосредственный.
Васильев, С.А. Основные формы взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями / С.А. Васильев // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4. С. 11 - 13. - Текст : непосредственный.
Губин, М.Ю. Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации/ М.Ю. Губин // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 71 - 78. - Текст : непосредственный.
Денисов, С.А. Некоммерческие корпорации в проекте новой редакции ГК РФ / С.А. Денисов // Вестник гражданского права. 2012. № 4. С. 66 - 74. - Текст : непосредственный.
Иванова, М.И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации/ М.И. Иванова // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 13 - 14. - Текст : непосредственный.
Леонов, Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика/ Ю.С. Леонов // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 6. С. 28 - 35. - Текст : непосредственный.
Лысенко, В.В. Гражданское общество и неправительственные организации: внутригосударственный и международно-правовой статус/ В.В. Лысенко // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 13. С. 16 - 22. - Текст : непосредственный.
Махник, Д.И. Конституционно-правовые средства противодействия экстремизму при реализации гражданами права на объединение в политические партии / Д.И. Махник // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 117 - 123. - Текст : непосредственный.
Мельников, В.А. Общественные объединения как субъекты административно-правового механизма ограничения прав граждан. Миф или реальность?/ В.А. Мельников // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 26 - 29. - Текст : непосредственный.
Новак, Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций/ Д.В. Новак // Вестник гражданского права. 2017. № 3. С. 61 - 98. - Текст : непосредственный.
Остапенко, А.С. Общественные объединения в контексте «демократии участия»: диалог гражданского общества и государства / А.С. Остапенко // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 8. С. 3 - 5. - Текст : непосредственный.
Остапенко, А.С. Право на объединение в контексте современного российского плюрализма: проблемы теории и практики / А.С. Остапенко // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 3 - 5. - Текст : непосредственный.
Пчелинцев А.В. Право на свободу совести и вероисповедания в социальных концепциях религиозных объединений России/ А.В. Пчелинцев // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 9 - 14. - Текст : непосредственный.
Рожкова, Л.П., Лаптева, Е.В., Гориленко, Т.В. Российское казачество: происхождение, история, правовой статус / Л.П. Рожкова, Е.В.Лаптева, Т.В. Гориленко // История государства и права. 2012. № 2. С. 2 - 7. - Текст : непосредственный.
Рогачева, Л.И. «Общественные объединения как социальные институты самоорганизации граждан»/ Л.И. Рогачева // Власть. 2010г. / № 3 - с. 16-19. - Текст : непосредственный.
Чуряев, А.В. Некоторые вопросы теории и практики принудительной ликвидации общественных объединений / А.В. Чуряев // Юрист. 2021. № 6. С. 16 - 22. - Текст : непосредственный.
Шабалина, С.С. Проблемы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений/ С.С. Шабалина // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 13. С. 14 - 16. - Текст : непосредственный.