ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННОМ ОРГАНЕ
1.1. Сущность управления персоналом
1.2. Специфика управления персоналом в таможенном органе
2. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННОМ ОРГАНЕ
2.1. Психолог в системе ФТС РФ
2.2. Направления деятельности психолога в управлении персоналом в ФТС РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время повышение эффективности таможенной деятельности во многом определяется организацией работы с кадрами, способными успешно выполнять возложенные на них служебные функции.
Сложившаяся ситуация в России негативно отразилась на морально-психологическом состоянии различных категорий работников (в том числе чиновников и таможенников). Как показывает практика государственных органов, госслужащие не всегда самостоятельно умеют адаптироваться к перегрузкам и профессиональному риску, не обладают достаточными навыками действовать в экстремальных условиях, не знают оптимальных приемов выхода из стрессовых ситуаций. Причинами этого являются: физические, психологические и моральные перегрузки по службе, отсутствие необходимой специальной профессиональной и психологической подготовки.
Активная работа психологов могла бы помочь устранить эти проблемы. Объектами для психолога являются различные элементы и подструктуры нашего общества и государства. Это отрасли экономики, экономики, а также государственные институты. Эти отрасли имеют свою специфику, в связи с чем возникают проблемы относительно того, как должна быть организована работа психолога (относительно структуры и специфики отрасли). Деятельность государственных органов имеет особый характер, что, безусловно, создает особый статус психолога. Все вышеизложенное определяет актуальность темы работы.
Цель работы – рассмотреть роль психолога в управлении персоналом в таможенном органе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность управления персоналом;
- охарактеризовать специфику управления персоналом в таможенном органе;
- рассмотреть место психолога в системе ФТС РФ;
- представить основные направления деятельности психолога в управлении персоналом в ФТС РФ.
Объект исследования – ФТС РФ.
Предмет исследования – роль психолога в управлении персоналом в таможенном органе.
Курсовая работа включает введение, две части, заключение и список использованной литературы.
В первой части курсовой работы рассмотрены следующие вопросы: сущность управления персоналом и специфика управления персоналом в таможенном органе.
Во второй части работы рассмотрено место психолога в системе ФТС РФ, а также представлены основные направления деятельности психолога в управлении персоналом в ФТС РФ.
-
Управление персоналом в таможенном органе
1.1. Сущность управления персоналом
Персонал представляет собой один из наиболее сложных объектов управления в организации, потому что, в отличие от материальных факторов производства, персонал может принимать решения и достаточно критически оценивать свои возможности и требования к себе. Персонал организации также обладает достаточно субъективными интересами и весьма чувствителен к управленческим влияниям, реакция на которые не определена.
Система управления персоналом представляет собой сочетание методов, технологий для организации системной работы с персоналом в конкретной организации. Специфика развития системы управления персоналом, ее роль в системе организации обусловливают характеристики ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и структуры [2, с. 49].
Объектом системы управления персоналом в организации представляются сотрудники, рабочие группы, трудовые коллективы, которые ориентированы на управленческое воздействие. Под персоналом управления понимается функциональный и линейный управленческий персонал, который может обеспечить лидерство и исполнение на практике функций управления персоналом.
Управление персоналом по мнению ученых Кибанова А.Я., Шипунова В.Г. и Кишкеля Е.Н. содержится в вырабатывании системы управления персоналом; планирование персонала, исследования и оценка персонала; установление кадрового потенциала и организационных потребностей персонала; учет и нормирование численности сотрудников [8, с. 38].
Кибанов А.Я., Поршнев А., Румянцев З.П. и Соломатин Н.А., включают в концепцию управления персоналом ряд следующих положений [8, с. 39]:
- разработка методологии управления персоналом, то есть представление сущности персонала организации как объекта управления;
- вырабатывание системы управления персоналом, то есть вырабатывание целей, функций, организационной структуры управления персоналом;
- формирование и реализация технологии управления персоналом, то есть организация найма, отбора, найма, оценки, профессиональной ориентации и адаптации, обучения, управления деловой карьерой сотрудников, мотивации и организации труда, управления конфликтами и стрессом, обеспечения социальное развитие организации, а также увольнение персонала.
В трудах ученых Базарова Т.Ю. и Эремина Б.Л. точка зрения на «кадровую политику» имеет два взаимодополняемых смысла: широким и узким. В широком смысле кадровая политика представляет собой систему сознательных и назначенных и фиксированных правил и норм, которые приводят человеческий ресурс в соответствие с долгосрочной стратегией компании. В узком смысле кадровая политика представляет собой набор четко определенных правил, желаний, а также ограничений, которые осуществятся как в процессе прямого взаимодействия между сотрудниками, так и в отношениях между сотрудниками и организацией в целом [3, с. 32].
Зайцева Т.В. утверждает, что кадровая политика всегда имеет место в любой организации, хотя бы потому, что никакая рациональная деятельность немыслима без «основных принципов, которые определяют четко установленные действия» [5, с. 41].
Проведя анализ трудов ученых, целесообразно сделать вывод о том, что система управления персоналом организации представляет собой систему, в которой осуществляются функции управления персоналом. Рассматриваемая система содержит подсистему лидерства, а также еще несколько функциональных подсистем, которые, в свою очередь, специализируются на исполнения однородных функций.
Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении.
Концепция «управление персоналом» достаточно тесна к понятию «управление человеческими ресурсами». И в том и в другом случае объект воздействия управления одинаковый, однако, разница заключается в четко установленном подходе к сотруднику, его рабочей силе в качестве ресурса.