ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНОГО ФЕЛЬДШЕРА НА ФАП
1.1. Функциональные обязанности, права и ответственность фельдшера ФАП
1.2. Роль фельдшера в санитарно-просветительной работе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САНИТАРНОГО ФЕЛЬДШЕРА В ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ ЭПИДНАДЗОРА
2.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы
2.2. Санитарно-противоэпидемическая деятельность фельдшера на ФАП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Санитарное просвещение – это комплекс образовательных, воспитательных, пропагандистских и пропагандистских мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику заболеваний, предотвращение травм, поддержание и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
Анализ санитарно-просветительской работы показывает, что зачастую формально неохота не уделять ей должного внимания на местах, а также часто допускаются методические ошибки, поскольку недооценивается важность и эффективность такой работы.
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – это амбулатория в сельской местности. Медицинская деятельность FAP находится в ведении органов здравоохранения. ФАП проводит лечебно-профилактическую, санитарно-эпидемиологическую работу и санитарно-гигиеническое просвещение населения. Фельдшер - незаменимый работник в сельской местности. Он как вечный солдат на службе: он не знает мира ни днем, ни ночью. И важное место в его деятельности занимает активное ведение санитарно-просветительской работы среди населения. На данный момент ситуация в России более чем печальна: за последние 13 лет население России сократилось более чем на 11 миллионов человек. За последние семь лет здоровье молодых людей ухудшилось на 21%. Из тысяч младенцев, рожденных в мире, только у одного нет аномалий. Ухудшение численности населения во многом связано с потерей позиций профилактики в медицине. Хорошо организованное обучение жителей медицинским и гигиеническим знаниям, включая умение пользоваться персональной медицинской помощью, помогает снизить заболеваемость, травматизм и смертность, помогает воспитывать здоровое, физически сильное поколение.
Основными личностными качествами фельдшера, необходимыми для проведения санитарно-воспитательной работы, являются: отзывчивость, терпение, сдержанность, добросовестность, любовь к профессии, внимательность. Все эти качества способствуют выполнению санитарно-просветительских работ на более высоком уровне. Коммуникативная компетентность - одно из основных необходимых профессиональных качеств фельдшера. Он предполагает формирование специальных навыков: умение устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык общения, строить беседу, формулировать вопросы. Все эти качества способствуют выполнению этой работы на более высоком уровне.
Анализ выполнения санитарно-просветительской работы показывает, что зачастую люди на местах подходят к ней неохотно, формально, не обращают на это должного внимания, а часто допускают методические ошибки, недооценивая важность и эффективность такой работы. К сожалению, среди форм санитарного просвещения по-прежнему преобладают лекции и выпуск бюллетеней по здоровью, однако групповым и индивидуальным формам работы и средствам массовой информации уделяется недостаточное внимание.
Все вышесказанное и определяет объективную актуальность рассматриваемой в данной работе проблему.
Объект исследования - деятельность фельдшера ФАП.
Предмет исследования - обязанности фельдшера ФАП в дезинфекционных мероприятиях системы эпидемиологического надзора.
Цель работы - провести анализ профилактики и функциональных обязанностей фельдшера ФАП в дезинфекционных мероприятиях системы эпидемиологического надзора.
Задачи работы:
Охарактеризовать функциональные обязанности, права и ответственность фельдшера;
Изучить роль фельдшера в санитарно-просветительной работе;
Рассмотреть санитарно-эпидемиологические правила и нормы;
Выявить особенности санитарно-противоэпидемическая деятельность фельдшера на ФАП.
При написании данной работы были использованы нормативно-правовые документы в области здравоохранения, учебно-методическая литература.
Степень изученности проблемы. Исследованием рассматриваемой нами проблемы занимались такие ученые и исследователи, как: Амосов Н. М., Гайдаров Г. М., Гололобова Т. В., Гордеев И.А., Ежова О.А., Жукова Э.В., Зайцева Н. В., Косарев В.В., Кравченко Е.П., Марданлы С. Г., Любарская Л.Я., Миндлина А. Я., Назаров В.В., Никонов Б. И., Полунина Н. В., Сергеева А. В., Сисин Е.И., Скворцов В. В., Соломай Т. В., Турин С. Б., Чистякова А.Ю. и др.
Методы исследования: метод анализа; систематизация; метод индукции; метод классификации; синтез и обобщение.
Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНОГО ФЕЛЬДШЕРА НА ФАП
1.1. Функциональные обязанности, права и ответственность фельдшера ФАП
С давних времён так было принято, принято, что на поле боя присутствовали не только солдаты и их руководители, но и врачи. Они были нужны для оказания первой помощи раненым. В средневековой Германии таких врачей называли фельдшерами. Это название сохранилось до наших дней, однако теперь эти «полевые врачи» (дословный перевод немецкого слова «фельдшер») помогают людям в мирное время.
Профессия фельдшера востребована в такой большой стране, как Россия. Жителей многих населенных пунктов, даже самых маленьких и отдаленных, нельзя оставлять без медицинской помощи.
Фельдшерам в сельских лечебных учреждениях часто отводятся роли терапевта, медсестры и даже акушера. Также фельдшеры работают в машинах скорой помощи, в воинских частях, в санатории железнодорожного вокзала, морского порта или аэропорта. В городских медицинских учреждениях фельдшерами являются фельдшеры.
Фельдшер ФАП обязан [20, с. 41]:
- Осуществлять по установленному графику амбулаторный прием и обслуживание больных, в том числе детей, на дому.
- Оказывать немедленную и неотложную доврачебную помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью человека.
- Своевременно и в полном объеме выполнять назначение врача при организации динамического наблюдения и лечения пациента по месту жительства.
- Осуществлять динамический мониторинг, включая контроль организации своевременного лечения, пациентов с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, венерические заболевания, психические и лекарственные заболевания, онкологическая патология, сахарный диабет).
- Выполняет простейшие физиотерапевтические процедуры: ультрафиолетовое облучение, парафинотерапия, соллюкс (в присутствии соответствующего препарата).
- Участвовать под руководством врачей лечебно-профилактических учреждений в проведении профилактических и диспансерных обследований назначенных групп населения и пациентов на диспансерном учете. Вести в установленном порядке контрольные карты (форма №030 у) на диспансерных больных и обеспечивать их своевременное обращение к специалистам; проводить профилактические мероприятия среди пациентов амбулатории по советам врачей.
- Осуществляет мероприятия по активному раннему выявлению больных и лиц с факторами риска развития заболеваний; организация флюорографического обследования прикрепленного населения; цитологическое исследование женщин, измерение АД от 7 лет и старше, измерение внутриглазного давления у лиц старше 40 лет) [21, с. 22].
- Патронаж беременных (при отсутствии акушерки) и детей до 1 года; проводить динамическое наблюдение за детьми первого года жизни из группы риска, профилактику рахита? анемии, способствуют рациональному питанию, участвуют в работе с социально неблагополучными семьями, планированию семьи.
- Своевременные и качественные профилактические прививки населения в соответствии с календарем прививок; знать постоянные и временные противопоказания к ним.
- Осуществляет под руководством врачей лечебно-профилактических учреждений и контролем специалистов ЦГСЭН комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории службы. Знать клинику особо опасных инфекций и тактику фельдшеров при их обнаружении.
- Регулярно проводить дворовые выезды для активного наблюдения за состоянием прикрепленного населения, раннего выявления заболеваний, в том числе инфекционных.
- Выполнить под руководством руководителя ФАП:
- меры по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- работа в составе выездных санитарных постов на полевых фигурах и в местах работы бригад сельскохозяйственных предприятий;
- контроль за санитарным состоянием территории прилегающих поселков, водоемов, парикмахерских, молочных ферм, продуктовых магазинов, столовых, общежитий, школ, дошкольных учреждений, источников водоснабжения.
- Участвовать под руководством начальника ФАП в оказании медицинской помощи в экстренных случаях.
- Выполнять в работе санитарно-противоэпидемический режим, установленный нормативными документами.
- Выполнять требования действующих нормативных правовых актов М3 РФ и М3 РБ по приему, хранению, учету, назначению, использованию и отпуску лекарственных средств, изделий мед назначения и этилового спирта.
- Сохранять утвержденные формы отчетности медицинской документации и своевременно представлять отчеты о проделанной работе начальнику ФАП.
- Соблюдать правила пожарной безопасности и охраны труда на рабочем месте.
- Регулярно заниматься санитарным просвещением, обучением гигиене и просвещением населения.
- Выполнять работу в соответствии с принципами и нормами врачебной этики и деонтологии.
- Систематически повышать уровень профессиональной подготовки: принимать активное участие в работе районных семинаров, собраний медицинских работников, периодически посещать ФАП высокого уровня для обмена опытом работы, знакомиться с соответствующей медицинской литературой. Повышать профессиональную квалификацию на курсах повышения квалификации в учреждениях послевузовского образования не реже одного раза в пять лет в установленном порядке [8, с. 102].
- Уровень обучения методике постановки и чтения результатов туберкулезных тестов и ревакцинации против туберкулеза проверяется ежегодно с получением справки о допуске [23, с. 83].
Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Человек и общество. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
Биологическая безопасность массовых мероприятий: актуальные вопросы и принципы // Журн. микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. - 2017. - № 5. - С. 10-17.
Гайдаров, Г. М. Эффективность программно-целевого планирования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в субъекте Федерации / Г. М. Гайдаров, Т. И. Алексеевская, О. Ю. Софронов // Здравоохранение Рос. Федерации. - 2017. - № 5. - С.241-249.
Гололобова, Т. В. Инфекционная безопасность как критерий оценки качества медицинских услуг / Т. В. Гололобова // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - N 3. - С. 25-26.
Гордеев, И.А. Основные направления деятельности по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи / Гордеев, И. А. // Вопр. экспертизы и качества мед. помощи. - 2016. - № 4. - С. 26- 38.
Дезинфекция: сборник статей. - МЦФЭР, 2017. - 56 с.
Ежова, О.А. Санитарно-эпидемиологические требования и производственный контроль в терапевтическом кабинете / О. А. Ежова, Е. И. Сисин // Ст. мед. сестра. - 2017. - № 1. - С. 25-32.
Жукова, Э.В. Современное состояние проблемы антибиотико-резистентности и эпидемиологический надзор за устойчивостью микроорганизмов к антибактериальным препаратам: ч.1 / Э. В. Жукова // Поликлиника. 2015. -№2. - С. 44-47.
Всего 30 источников