ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы применения слухового анализатора
1.1. Отличительные особенности анализаторов
2. Методы исследования слухового анализатора
2.1. Методика педагогического обследования слуха
2.2. Практическое применение исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Для понимания путей распространения инфекции из уха в полость черепа, механизмов развития тугоухости и глухоты необходимо знать клиническую анатомию и физиологию слухового анализатора, освоить основные методики его исследования.
Термин «анализатор» (разложение, расчленение) был введен И.П.Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности образований, активность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. «Анализаторы - это такие аппараты, которые разлагают внешний мир на элементы и затем трансформируют раздражение в ощущение» (И.П.Павлов, 1911 - 1913). Проблема анализаторов никогда не теряла своей актуальности, она оставалась одной из самых важных, так как поражение болезнью или частичное выключение органов чувств вызывает у человека резкое снижение его активности, вызывает дискомфорт. С помощью анализаторов человек познает окружающий мир. Особенно велика роль анализаторов в трудовой деятельности. В случае поражения большинства анализаторов трудовая деятельность практически невозможна.
Цель: изучить особенности и строение слухового анализатора.
Задачи:
-рассмотреть отличительные особенности анализаторов;
-проанализировать отличительные особенности анализаторов;
-выявить методику педагогического обследования слуха 14
-изучить практическое применение исследований.
Объект: Слуховой анализатор.
Предмет: особенности строения и функции слухового анализатора.
Работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Теоретические основы применения слухового анализатора
1.1. Отличительные особенности анализаторов
Отличительными особенностями анализаторов являются [2. с.43]:
- Высокое воздействие, например:
Яркий свет влияет на зрение, сильный звук на слух или тепло (холод) на кожу и т.д;
- Взаимозаменяемость анализаторов или их тесная связь, например:
Если человек слеп, то у него хорошо развита слуховая система;
- Адаптация к раздражению, например:
Светлый коридор (сначала ничего не видишь, а потом постепенно начинаешь различать предметы);
- Ответная реакция на раздражитель, например:
При ударе по голове у человека искры сыплются из глаз или стукнув молоточком по коленной чашечке у человек сразу же распрямляет ногу.
Слуховой анализатор – это анализатор обеспечивающий адаптивные реакции и познавательную деятельность человека. Его особая роль связана с членораздельной речью, которая в свою очередь связанна с слуховым восприятием.
Слуховое восприятие – это основа членораздельной речи. Например:
Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, усваивает речевую способность, хотя весь его артикулярный аппарат остается ненарушенным.
Слуховой анализатор включает вестибулярный аппарат, обеспечивающий удержание тела в пространстве.
Слуховой анализатор воспринимает слуховые волны , отличающиеся по высоте, частоте внутреннего уха. Звуковые волны проходя в наружное ухо, состоящее из ушной раковины и слухового прохода переводит в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки и трех слуховых косточек – молоточек, наковальни, стремечко, затем поступает во внутреннее ухо, включающее лабиринт, который состоит из трех частей: в центре преддверие, спереди от него находится улитка, состоящая из 2,5 витков, сзади полукружные каналы. В центре улитке расположены рецепторы слухового анализатора – звуковоспринимающий аппарат - спиральный или кортиев орган, представляющий собой слуховые волоски, ударяясь о которые звуковая волна преобразуется в электрический импульс, передающийся в слуховой нерв, который поступает в слуховой центр [4, с.36].
Все части анализатора действуют как единое целое. Если вдруг нарушается деятельность одной из частей, то нарушается и функционирование всего анализатора. Органы чувств (анализаторы) обеспечивают взаимосвязь организма с внешней средой благодаря воздействию на рецепторы, которые делятся по месту своего расположения: экстерорецепторы (воспринимают раздражения внешней среды, снаружи вне); интерорецепторы (расположены в тканях внутренних органов, внутри); проприорецепторы (находятся в мышцах, сухожилиях и суставах, тем самым воспринимают сокращение и растяжение мускулатуры).
Реакция на сильные звуки отмечается ещё у плода. В последние месяцы внутриутробного развития звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода.
Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. - М.: Изд-во РУДН, 2015. - 408 с.
Агаджанян Н.А., Циркин В.И. - «Физиология человека», М. «Мед. Книга» 2023. - 528 с.
Анатомия и физиология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 432 с.
Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 317 с.: ISBN 5-94723-367-3 5.
Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 317 с.
Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека т1. с. 115 6. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1977. - 653 с. с ил. и табл.
Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1977. - 653 с.
Некуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 410 с.
Некуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология /Т.Г.Никуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 410, с.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 448 с.
Федюкович И. Н. Анатомия и физиология: Учеб. пособие. - Мн.: ООО «Полифакт - Альфа», 2021. - 400 с.
Федюкович И. Н. Анатомия и физиология: Учебное пособие. - Ростов - н/Д.: изд-во «Феникс», 2022. - 416 с.
Шагунов. А. Д. Диагностика и коррекция нарушения слуха / А. Д.Шагунов. – М.: Наука, 2015. – 639 с.
Швайко. Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. - М. :Юнити, 2023. – 660 с.
Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи. Великий Новгород, 2016. - 68 с.
Шипицына Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Москва, Академия, 2018. - 432 с.
Шиф. Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих дете / Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1968. – 316 с.
Янушко. Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет / Е. Янушко. – М. :Теревинф, 2017. – 232 с.
Ясикова. А. Н. Игры и упражнения, разработанные для слабослышащих дошкольников / А. Н. Ясикова. – СПб.: Прима, 2016. – 506 с. Яхнина, Е. З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися: пос. для учителя / Е. З. Яхнина. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 186 с.