Введение
Глава I. Экспрессивность в художественном тексте
1.1. Понятие экспрессивности
1.2 Способы передачи экспрессивности в художественном тексте
1.2.1 Метафора
1.2.2 Олицетворение
1.2.3 Гипербола
1.2.4 Эпитеты
1.2.5 Синтаксические способы передачи экспрессивности
Выводы по первой главе
Глава II. Стилистические графические средства английского художественного текста
2.1 Пунктуация и отсутствие знаков препинания
2.2 Особенности шрифта
2.3 Заглавные буквы
2.4 Графическая образность
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Для художественного текста особенно характерна экспрессивность как средство создания художественных образов. Художественный образ – основа художественного текста. В художественном тексте эмоции, чувства, состояние сознания представляются в отраженном виде, через воображение писателя, объединяя реальность и вымысел. В художественном тексте экстралингвистические факторы кодируются с помощью языка. Обладая художественно-эстетическими качествами, язык художественной литературы апеллирует определенной системой средств словесно-художественной выразительности.
Художественная речь обладает отличительными языковыми особенностями. Экспрессивность, способствуя созданию новых средств передачи мыслей и чувств пишущего/говорящего, является воплощением в речи его личности, что очень важно для художественного текста. Художественная литература оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя посредством сообщения той или иной информации. Для художественного текста сообщение тех или иных фактов – это средство воздействия на читателя, в отличие от логического текста, для которого оно является основной функцией.
Актуальность нашей работы обусловлена высоким воздействующим потенциалом художественного текста и значительно меньшей изученностью графических способов достижения экспрессивности по сравнению с лексическими, стилистическими и синтаксическими.
Цель нашей работы – рассмотреть особенности графического способа достижения экспрессивности на примере английской и американской художественной литературы.
Для достижения цели мы определяем следующие задачи исследования:
1. Дать понятие категории экспрессивности в лингвистике, рассмотреть подходы исследователей к ее изучению;
2. Рассмотреть основные способы передачи экспрессивности в художественном тексте;
3. Проанализировать графические способы достижения экспрессивности в художественном тексте:
- пунктуацию,
- особенности шрифта,
- заглавные буквы,
- графическую образность;
4. Сделать выводы по проделанной работе.
Объект исследования – Способы достижения экспрессивности в художественном тексте.
Предмет исследования – графические способ достижения экспрессивности в англоязычном художественном тексте.
В практической части нашей работы мы проанализируем графические средства создания образности в художественном тексте на примере английского и американского произведения. В качестве материала исследования были выбраны такие романы как «Black Swan Green». Д. Митчелла и «It» С. Кинга.
Теоретическая значимость работы состоит в структурировании материала по проблеме средств достижения экспрессивности в художественном тексте и, в частности, по возможностям графических средств в англоязычном художественном тексте.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в преподавании иностранного языка в старших классах школы и вузах, а также использования студентами специальности «Иностранный язык» и смежных с ней.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Экспрессивность в художественном тексте
1.1. Понятие экспрессивности
Существуют различные подходы к трактовке понятия экспрессивности. Такие ученые, как И. В. Арнольд, Э. С. Азнаурова, Ю. М. Скребнев относят экспрессивность к разряду стилистических категорий. Н. А. Лукьянова, А. Вежбицкая, В. Г. Гак и др. в свою очередь определяют экспрессивность как семантический феномен. Некоторые исследователи рассматривают экспрессивность как функцию языка: Р. О. Якобсон, А. А. Реформатский. Р. О. Пиотровский, А. А. Мецлер относят экспрессивность к разряду прагматических категорий. Р. О. Якобсон, В. Матезиус отождествляют экспрессивность с эмотивностью, трактуя ее как однокомпонентное явление, а другие приравнивают ее к оценочности (14).
Ученые, полагающие, что экспрессивность явление многокомпонентное, считают образность и эмоциональность ее составляющими (В. В. Виноградов, Н. А. Лукьянова). Интерес к внешней форме экспрессивности текста, к различным способам и средствам ее организации является ядром исследований в этой области. Экспрессивность понимается, как усиление содержания сообщаемого текста, выделение той или иной информации, акцентирование внимания на ней. Реализация экспрессивной функции сообщения возможна лишь при включении сообщения в коммуникативный процесс, т. е. в процесс общения. Экспрессивность, по мнению многих исследователей, понятие комплексное, основными ее компонентами, обуславливающими друг друга и взаимодействующими в языке, являются: эмоциональность, интенсивность, образность, оценочность.
Эмоциональность является обязательной чертой художественного стиля. Здесь следует отметить, что вопрос о природе и взаимосвязи эмоциональности и выразительности в языке является одним из центральных вопросов, возникающих при обсуждении проблемы эмоциональности. По мнению ряда ученых, эмоциональное в языке служит для выражения чувств, а выразительное - для повышения выразительности; эмоциональное противопоставлено интеллектуальному, экспрессия охватывает как интеллектуальное, так и эмоциональное. С этой точки зрения, экспрессивность шире, чем эмоциональность, и включает эмоциональность в качестве наиболее важной части.
Уровневая экспрессивность – форма субъективного, эмоционального и/или эстетического отношения, реализуемого средствами отдельных языковых уровней – графического, фонетико-фонологического, лексического, фразеологического, словообразовательного, грамматического и текстуального (14).
При графической экспрессивности мы говорим об использовании графем и их особой комбинации, например, знаки препинания. Также сами буквы могут создавать экспрессию благодаря своей форме, размеру, цвету и т.д. Стихотворения в форме круга, треугольника, лестницы, звезды и др. – одно из распространенных графических средств, направленных на передачу эмоций.
Фонетико-фонологическая экспрессивность – экспрессивность, средствами которой являются фонетические фигуры, например, аллитерация, анафора и т.д.
Лексическая экспрессивность – субъективно-эмоциональное отношение отправителя, выраженное лексическими средствами. Б. Тошович выделяет три вида лексической экспрессивности:
1) экспрессивность, создаваемая отдельными лексическими категориями – синонимическая, антонимическая, паронимическая и т. д. (лексико-категориальная);
2) экспрессивность, возникающая в лексико-семантических группах (лексико-семантическая);
3) экспрессивность, порождаемая лексическими пластами определенных видов интровертной дифференциации языка (лексико-лектальная) (14).
Фразеологическая экспрессивность порождается фразеологическими единицами с особым употреблением, а именно, когда происходит трансформация фразеологизмов.
Грамматическая экспрессивность представлена достаточно широко (семь видов) из-за многообразия грамматических средств.
1) Морфемная экспрессивность – образуется с помощью отдельных морфем, прежде всего, окончаний;
2) корреляционно-грамматическая экспрессивность возникает в отношении полных грамматических форм;
3) транспозиционная экспрессивность возникает путем замены одной формы на другую;
4) тавтологическая экспрессивность вызывает удвоение, повторение предлога, внутреннего объекта и т. д.;
5) синонимическая экспрессивность создается грамматическими синонимами;
6) функционально-грамматическая экспрессивность – возникает благодаря грамматическим формам в нетипичных синтаксических позициях;
7) семантико-грамматическая экспрессивность создается экспрессивными значениями грамматических форм (14).
Синтаксическая экспрессивность создается благодаря синтаксическим формам, среди которых особое место занимают стилистические фигуры, эмоциональные конструкции, эллиптические предложения и т. д. В последнее время развилось особое грамматико-стилистическое направление – экспрессивный синтаксис.
Текстуальная экспрессивность – экспрессивность на уровне текста. Один из ее видов проявляется в скрещивании текстов из различных функциональных стилей.