ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ ДЕТЕЙ
1.1 Формирование осанки и причины ее деформирования
1.2 Диагностика нарушений осанки
Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Обоснование упражнений, используемых для реабилитации нарушений осанки детей младшего школьного возраста
2.2 Планирование и методика проведения дополнительных занятий по физической культуре для детей с нарушением формирования осанки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата, по частоте и сложности патологических изменений, одно из первых мест занимают различные виды нарушений осанки. В свою очередь, проблема коррекции осанки является одной из наиболее актуальных проблем детского здоровья, поскольку осанка считается не только одной из характеристик определенного положения тела человека в пространстве, но и наиболее значимым показателем формирования здоровья человека.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что большая часть детей с деформациями позвоночника ходят в школу. Наиболее постоянными и основными симптомами нарушений осанки у детей являются мышечная слабость, участвующая в поддержании мышечных корсетов, заболевания подвздошных суставов, обычно сопровождающиеся наклоном тазовых линий.
Дети с нарушениями осанки обычно неуклюжи и предпочитают гулять на свежем воздухе. Физическая подготовка таких детей обычно неудовлетворительна. По мнению специалистов, одним из перспективных направлений оптимизации спортивной системы для детей с нарушениями осанки является разработка новых и инновационных методик, при которых применение специально подобранных физических упражнений оказывает положительное влияние на реабилитацию нарушений осанки. Эти упражнения должны быть достаточными для способности организма и оказывать тренировочный эффект, повышая адаптивность организма. В то же время физическая реабилитация рассматривается как медицинское образование и образовательный процесс, или, точнее, образовательный процесс. Поэтому все законы общей педагогики, а также теории и методы физической культуры имеют большое значение в физической реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста. Что касается младшего школьного возраста, то можно сказать, что именно в этот период формируется потенциал для жизни и здоровья.
Учитывая вышеизложенное, поиск новых средств, форм и методов восстановления физического здоровья детей младшего школьного возраста, имеющих явные нарушения осанки, является актуальной проблемой в практике физического воспитания для подрастающего поколения.
Объектом исследования явился процесс физического воспитания нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки.
Целью исследования является подтверждение процесса реабилитации и профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза настоящего исследования основана на предположении, что применение разработанных методов реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста окажет положительное влияние на состояние их опорно-двигательного аппарата при одновременном повышении физической подготовленности.
Исходя из цели, непрерывно решались следующие задачи:
Изучить формирование осанки и причины ее деформирования и проведение диагностики нарушений осанки;
Рассмотреть обоснование упражнений, используемых для реабилитации нарушений осанки детей младшего школьного возраста;
Подготовить планирование и методику проведения дополнительных занятий по физической культуре для детей с нарушением формирования осанки.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в дополнении теории и методики занятий спортом у детей раннего возраста с нарушениями осанки возможностью и целесообразностью применения новых материалов комплексного применения коррекционно-профилактических упражнений для устранения нарушений осанки и повышения физической подготовленности.
Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке программно-методического обеспечения физического воспитания детей младшего школьного возраста с целью коррекции осанки.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Бальсевич, В.К. Физическая культура / В.К. Бальсевич // Состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М. : ГЦОЛИФК, 1992.-41 с.
Блинова, Н.Г. Диагностирование физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста / Н.Г. Блинова, P.M. Мирхазанова // Сибирь и олимпийское движение. - Омск, 1993.-С. 17.
Блюменталь, О.Н. Реабилитационно-восстановительные мероприятия у детей с нарушением осанки / О.В. Блюменталь, A.A. Андреева // Биоуправление в медицине и спорте : материалы I Всероссийской конференции (26-27 апреля 1999 г., г. Омск). - Омск : СибГАФК, 1999. - С. 26.
Дворкина, Н.М. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств / Н.М. Дворкина, Л.И. Лубышева. - М. : Советский спорт, 2007. - 80 с.
Дукальский, В.В. Игры в воде при обучении плаванию / В.В. Дукальский, Е.Г. Маряничева. - Краснодар : КГАФК, 1997. - 110 с.
Ермоленко, Е.К. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата : учебное пособие / Е.К. Ермоленко. - Краснодар, 1996. - 150 с.
Железняк, Ю.А. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.А. Железняк, В.М. Минбулатов. - М. : Академия, 2006. - 272 с.
Здоровая спина, нетрадиционное использование оздоровительных систем хатха-йога и психофизической тренировки для улучшения осанки и профилактике плоскостопия у детей : учебное пособие / под ред. О.Н. Московченко, СП. Рябинин, Т.А. Шубина, Т.А Катцина. - Красноярск, 1998. - 94 с.
Колесникова, И.А. Физическая подготовленность в комплексной оценке состояния здоровья школьников : методические рекомендации для врачей, преподавателей физического воспитания / И.А. Колесникова, Л.И. Меньшикова, В.Н. Олин. - Северодвинск : Партнер, 2008. - 32 с.
Красикова, И. С. Осанка : воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И.С. Красикова. - СПб. : КОРОНА-принт, 2001. - 176 с.: ил.
Кузнецова, H.H. Зависимость роста функциональных расстройств в период обучения от организации рабочего места школьников / H.H. Кузнецова, О.П. Непомилуева // Образование и воспитание детей и подростков : гигиенические проблемы. - М., 2002. - С. 155-157.
Лебедева, О.П. Комплексная учебно-оздоровительная программа физического воспитания школьников 11-14 лет специальной медицинской группы с элементами тренировочной направленности в условиях крайнего Севера : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.П. Лебедева. - Омск, 2000. - 24 с.
и другие источники