ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Сущность индивидуального стиля профессиональной деятельности
1.2. Индивидуальные стили педагогической деятельности
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Психологические механизмы индивидуального стиля общения
2.2.Программа формирования индивидуального стиля педагогического общения учителя физкультуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интерес к проблеме стиля педагогической деятельности продиктован с изначальной двойственностью этого понятия, которая присуща ему независимо от сферы употребления. Стиль, как характеристика включенности человека в среду, всегда специфичен, так как детерминируется индивидуальными особенностями человека. Но в то же время он универсален для всех участников той или иной деятельности, условия которой определяют особенности стиля и его реализацию.
Учитель организует деятельность и процесс развития учащихся, поэтому должен находиться в состоянии непрерывного самосовершенствования, ориентироваться на необходимость обновления содержания деятельности, внедрять новые технологии, которые соответствуют концепции модернизации образования. При этом важно, что формирование и совершенствование стиля педагогической деятельности выступает как результат профессионального роста учителя и находит отражение в организации педагогической деятельности. Как справедливо отмечает А. Либин, феномен стиля является «весьма удобной конкретной моделью для изучения механизмов интеграции «...закономерностей, лежащих в основе теории и практики человеческого поведения» [10, с. 121].
Понимание закономерностей формирования стиля педагогической деятельности, на наш взгляд, тесно связано с проблемой его поэтапного формирования. В связи с этим нас интересовали вопросы формирования стиля педагогической деятельности в процессе развития педагогических способностей, профессиональных качеств будущего педагога на первом этапе профессиональной подготовки, что определило изучение работ О. А. Абдуллиной, Н. А. Аминова, В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской, Л. С. Выготского, Т. Б. Игониной, Н. Э. Касаткиной, А.Н. Леонтьева, А. А. Орлова, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Рудневой, А. В. Серого, Б. М Теплова, М. С. Яницкого и др. исследователей.
Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя физической культуры в общеобразовательной школе.
Объект исследования: педагогическая деятельность учителя физической культуры.
Предмет: формирование индивидуального стиля педагогической деятельности учителя физической культуры.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть сущность индивидуального стиля профессиональной деятельности;
Исследовать индивидуальные стили педагогической деятельности;
Изучить психологические механизмы индивидуального стиля общения;
Разработать методические рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности учителя физической культуры.
Методологической основой исследования явились философские идеи всеобщей связи предметов и явлений объективной реальности, единства теории и практики, деятельности и общения как важнейших факторов развития человека, социальной обусловленности сущности личности; психолого-педагогические учения развития личности в системе общественных отношений и трудовой деятельности как важнейшем условии ее развития; положения теории деятельности личности и ее продуктивной активности, гуманистической педагогики и психологии, единой концепции стиля человека.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Книги с одним автором
Андреев, Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1980. - 370 с.
Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. - 560 с.
Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. - С. 84-103.
Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. // Б.Ц. Бадмаев. – М.: Просвещение, 2017. – 527с.
Бернштейн, Н.Л. Проблема навыка в психологии // Н.Л. Берштейн, Ходжава З.И, –М.: Просвещение, 1960. – 234 с.
Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения // В. А. Кан-Калик. – Грозный, 1979. – 138 с.
Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной деятельности // Е. А. Климов. – Казань: Казанский университет, 1969. – 278 с.
Клюева, Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности (технологии работы психолога с педагогами) // Н. В. Клюева. – Ярославль, 1998. – 400 с.
Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. - 32 с.
Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 1999. - 532 с.
Макаренко, А.С. Проблема школьного советского воспитания: Характеристика педагогических стилей. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. /А. С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 577с.
Маркова, А.К. Психология труда учителя: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / А.К. Макарова. – М.: Просвещение, 1993 – 500с.
Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество: Педагогические стили. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст]/Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2016. – 140с.
Панина, Т. С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации: Монография. Кемерово, 2009. - 250 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии //С. Л. Рубенштейн, – М.: ВЛАДОС, 1998. – 155 с.
Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении: Особенности педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. //Г. А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2005. – 268с.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: методика. Международная педагогическая академия /Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2008. – 224с.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современнной школе. -М.: Сентябрь, 1996, 96 с.
и другие источники