ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВО В ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1 Жанровостилистические особенности романа
1.2 Идиостиль Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда
1.3Стилистические средства как актуализаторы эстетической информации художественного текста
2. ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИЧЕСКИХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РОМАНЕ ФРЭНСИСА СКОТТА ФИЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»
2.1 Типология и функциональная стилистика лексических стилистических средств
2.2 Прагматический (или экспрессивнопрагматический) потенциал лексических приемов в пространстве романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека
Общеизвестен феномен влияния писателя на читателейпотомков, но существует и обратная связь: прочтение последующими поколениями открывает в произведении новые смыслы, дает ему новую жизнь в ином ряду имен и созданий.
Такова судьба романа Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби». Написанный в 1925 г. одновременно с романом Драйзера, темой своей роман Фицджеральда продолжает «американскую трагедию», вернее, общечеловеческую трагедию лжеобольщений, в ее американском варианте обольщения богатством, золотым звоном, сулящим свободу, счастье, красоту, и расплаты: того, что принято метафорически обозначать «утратой иллюзий» и что в жестокореальном американском варианте оборачивается смертью на электрическом стуле или гибелью от незаслуженной пули.
Романом Фицджеральда как неким абсолютным эталоном художественной правды Сэлинджер мерит другие произведения и проверяет чистоту и верность тона.
В «Великом Гэтсби» Фицджеральду удалось достичь того, что он считал назначением искусства, а именно оставить длительный след в сознании читателя и не просто читателя, а читателяхудожника, подобного Сэлинджеру, оставить след в художнической памяти, которая не просто бережно хранит впечатление, но творчески перерабатывает его.
В романе Фицджеральда тема не исчерпывается сюжетом или фабулой, не совпадает с историей главного героя, его иллюзий, разочарований и гибели, и то, что остается в избытке, нельзя подвести под рубрику «авторских отступлений», являющихся приложением к сюжету, обрамлением действия. Здесь и в рамках сюжета, и независимо от него развивается лирическая тема, которая составляет истинное содержание романа. Она, как эмоциональная доминанта, присутствует во всем, что создано лирическим автором.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВО В ПРОСТРАНСТВЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1 Жанровостилистические особенности романа
В романе Фицджеральда меняются фабулы и сюжеты, внешние обстоятельства и положения характеров, внутренняя, лирическая тема остается неизменной, создавая единство не только внутрироманное, но межроманное, скрепляя собой труд целой жизни. Лирический писатель сознает «свою» тему, равно как и пределы свободы и необходимость самоограничения; «чужие» темы не соблазняют его.
В «Великом Гэтсби» лирическая тема или доминирующая эмоция отдана главному герою и определена Фицджеральдом как «повышенная чувствительность ко всем посулам жизни», как «редкостный дар надежды», «романтический запал, какого он (рассказчик. Н. И.) ни в ком больше не встречал и, наверно, не встретит» [6.26]. («Some heightened sensitivity to the promises of life… an extraordinary gift for hope, a romantic readiness, such as I have never found in any other person and which it is not likely I shall ever find again» [5.6]). Но, названная в романе особой характерологической чертой главного героя, эмоция эта доминирует во всем, что создано Фицджеральдом, является, в сущности, не темой героя, а темой автора и проявляется в том, что принято называть атмосферой, тоном и духом произведения.
Все герои Фицджеральда наделены «даром надежды», «повышенной чувствительностью к посулам жизни», что делает молодыми их и самый воздух, которым они дышат.
В русском переводе эпитет «молодой» снят, и это существенно обедняет смысл, лишает тему одного из опорных, ключевых слов.). На смену их молодым надеждам приходит не зрелость, а цинизм отчаяния или гибель. Недаром, приводя в начальных главах романа список летних гостей и посетителей Гэтсби, как будто случайный и не имеющий отношения к главному действию романа, Фицджеральд перечисляет такое количество разнообразных смертей и жизненных крахов. Недаром и итог собственной жизни он подводит сборником под названием «Крах» («The CrackUp»).