По мнению А.С. Чинкина «ловкость» представляет собой способность человека овладевать новыми для него двигательными навыками, быстро их перестраивать в зависимости от требований обстановки, которая изменяется.
Школьный возраст является уникальным этапом развития человека, так как в этот период наиболее успешно развиваются все основные физические качества, обогащается его двигательный опыт. Развитию ловкости следует уделять внимание с раннего возраста, поскольку она необходима для формирования и совершенствования правильной техники движений, особенно в сложнокоординационных видах спорта, таких, например, как спортивные игры. В тоже время, в сложных по структуре движениях игровых видов спорта, которые выполняются в постоянно изменяющихся пространственных, временных условиях, создаются максимально благоприятные предпосылки для ее развития [7].
Волейбол включен в программу по физическому воспитанию в школе, широко используется в учебной и внеучебной деятельности. Эта спортивная игра оказывает комплексное оздоровительное воздействие на организм детей, позволяет развивать все основные их физические качества, в том числе и ловкость [21].
Для формирования и развития ловкости Л.П. Матвеев и Е.Н. Вавилов рекомендуют разнообразные методические приемы: применение необычных исходных положений, изменение скорости или темпа движений, смена способов выполнения упражнений, использование предметов различной формы и т. д. Также для развития ловкости в физическом воспитании используют разнообразные методы. Мной на уроках физической культуры часто используется игровой метод, который является эффективным, результативным и способствует развитию основных движений.
В.М. Зациорский предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность:
1. Координационная трудность двигательной задачи.
2. Точность выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче).
3. Время освоения (учебное время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или исправления его) [13].
Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. Условно делится на акробатическую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть продолжение действия) [3].
Объект исследования: процесс развития ловкости детей 13-14 лет.
Предмет исследования: средства развития ловкости у детей 13-14 лет на уроках по волейболу.
Проблема исследования: какие средства способствуют эффективному развитию ловкости детей 13-14 лет на уроках по волейболу.
Цель исследования: теоретически обосновать средства развития ловкости у детей 13-14 лет на уроках по волейболу.
Задачи исследования:
-
Изучить проблему развития ловкости школьников.
-
Теоретически обосновать средства и методы развития ловкости на уроках по волейболу.
-
Определить особенности развития ловкости детей 13-14 лет на уроках физической культуры.
Методы исследования:
Методы теоретического анализа и обобщения данных научно- методической литературы, систематизация с целью изучения проблемы исследования.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.