Введение
Глава 1. Художественная концепция личности: история изучения
1.1. Первые упоминания о художественной концепции личности
1.2. Дальнейшее развитие термина «художественная концепция личности
Глава 2. Место концепции личности в творчестве Л.А. Колобаевой
2.1. Творчество Л.А. Колобаевой
2.2. Художественная концепция личности: общая характеристика
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Л.А. Колобаева застала целую эпоху отечественного литературоведения – от послесталинской оттепели до наших дней, а ее исследовательская жизнь стала яркой, богатой на научные события. Наибольший интерес Л.А. Колобаевой привлекала личность, ее понимание и проявление в русской художественной литературе рубежа XIX-ХХ вв. Фокус исследовательского внимания Л.А. Колобаевой ныне направлен, прежде всего, на поэтику русского модернизма, теорию символа, проблему психологизма в русской литературе рубежа веков, изучение глубинных связей предреволюционной словесности с философским контекстом времени.
Цель исследования – рассмотреть концепцию личности по монографии Л.А. Колобаевой.
Исходя из поставленной цели исследования, сформулируем его задачи:
1) рассмотреть первые упоминания о художественной концепции личности;
2) проследить дальнейшее развитие термина «художественная концепция личности»;
3) охарактеризовать творчество Л.А. Колобаевой;
4) рассмотреть общие черты художественной концепции личности по Л.А. Колобаевой.
-
Художественная концепция личности: история изучения
1.1. Первые упоминания о художественной концепции личности
Термин «(художественная) концепция личности» вошел в употребление во второй половине XX в., однако впервые этот круг проблем был затронут М.М. Бахтиным в 1920-е годы. Работа, в которой это было сделано, осталась незавершенной, не публиковалась при жизни Бахтина и увидела свет лишь в 1979 г. вместе с другими его неизданными текстами в сборнике «Эстетика словесного творчества». Безымянный труд был озаглавлен издателем: «Автор и герой в эстетической деятельности».
Рассматривая проблему отношения автора к созданному им персонажу, Бахтин выдвигает тезис о том, что персонаж, как только он создан автором, становится самодостаточным эстетическим объектом и личностью, человеком, обладающим определенным характером, мировоззрением, внешностью, и поэтому может подлежать оценке с точки зрения морали, общества и т.д.[1]. Однако в жизни человеческая личность всегда воспринимается только частично, в каком-либо ее аспекте, и любая ее оценка не может считаться характеризующей человека в целом, а персонаж, напротив, предстает как завершенный, данный в целостности человек, которого читатель может познать и охарактеризовать в полной мере[2].
Литературный герой создается автором активно, автор как бы претворяет себя в литературном герое. Неизвестно, как разворачивается этот процесс (по замечанию Бахтина, это вопрос психологии), но читатель получает конечный продукт: персонаж есть воплощенная творческая энергия автора и его отношение к этому персонажу[3].