ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Пространство несвободы в поэзии А. Жигулина
1.1. Пространство Сибири и Колымы
1.1.1. «География зимы» в пространстве несвободы
1.1.2. Социоцентрическая доминанта в лагерной поэзии Жигулина
1.1.3. Цветовая символика в пространстве несвободы
1.2. Московское пространство
1.2.1. Семантический параллелизм московского и колымского топосов в ранней лирике А. Жигулина.
1.2.2. Пространство Москвы в поздней лирике Жигулина
Глава 2. Идиллическое пространство в лирике А. Жигулина
2.1. Топос города в ранней лирике поэта
2.2. Пространство детства в контексте «зрелой» лирики Жигулина
2.3. Человек в идиллическом пространстве природы
Глава 3. Пространство полета в поэзии А. Жигулина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Творчество поэта Анатолия Жигулина — одно из значительных явлений русской литературы XX в. Его имя стало известно читателям в конце 1950-х гг. Одним из первых обратил внимание на талант поэта А.Т. Твардовский, не раз публиковавший его стихи в «Новом мире». В 1970-х гг. поэзию Жигулина причисляли к «тихой лирике». Это весьма условное определение, данное кри¬тиками, не принималось самими «тихими лириками», в том числе Жигулиным. В течение нескольких десятилетий его поэтическое творчество вызывало стабильный интерес, живой, хотя и негромкий, отклик в критике и читательской среде.
Поворотным моментом в творческой судьбе Жигулина стала публикация в 1988 г. в журнале «Знамя» произведения, которое автор называл «моя главная книга» — автобиографической по¬вести «Черные камни». Творчество Жигулина начинает восприниматься прежде всего в контексте «лагерной» прозы, а его имя упоминается рядом с именами В.Т. Шаламова, А.И. Солженицына, Ю.О. Домбровского, О.В. Волкова. После появления «Черных камней» развернулась бурная полемика, было опубликовано более 250 статей, рецензий, откликов и разборов. Этот публицистический шквал надолго заслонил от читателя поэтическое творчество тончайшего лирика Жигулина.
В настоящее время необходимо новое прочтение творческого наследия Жигулина, основанное на преодолении штампов не только советского, но и постсоветского литературоведения. Ретроспективный взгляд заставляет переосмыслить соотношение поэзии и прозы в творчестве художника. ....................
Материалом исследования послужили тексты произведений А. Жигулина: стихотворения, вошедшие в 30 поэтических сбор¬ников, а также опубликованные в периодической печати в 1950 — 1990-х гг.; прозаические произведения: автобиографическая по¬весть «Черные камни» и «малая проза», примыкающая к ней, рас¬сказы; письма поэтов и прозаиков (К. Симонова, А. Солженицы¬на, Г. Троепольского), а также читателей к А. Жигулину, воспо¬минания современников о поэте.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить художественный смысл образов пространства в поэзии А. Жигулина.
Достижение поставленной цели предполагает решение следу¬ющих задач:
— рассмотреть художественную специфику пространства не¬свободы в лирике Жигулина;
— выявить особенности идиллического пространства поэзии Жигулина в контексте темы памяти;
— определить художественную семантику пространства при¬роды в лирике поэта;
— охарактеризовать пространство полета в поэтическом твор¬честве Жигулина.
1. Библиотека поэзии: Анатолий Жигулин http://zhigulin.ouc.ru/
2. Жигулин A.B. Воронеж, родина любовь. Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1982.
3. Жигулин A.B. Из разных лет, из разных далей. Стихотворения и эссе. -М.: Худож. лит., 1987.
4. Жигулин A.B. Огни моего города. Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1959.
5. Жигулин A.B. Черные камни // Знамя. 1988. - № 7. - С. 10-75; № 8. -с. 48-119.
6. Жигулин А. «Я участник большого огня» // Уроки литературы. -2005.-№7.- с. 1-3.
7. Жигулина И.В. «По высокому праву судьбы...» // Уроки литературы. -2005.-№7.- с. 7-10.
8. Жуховицкий Л. «Я спал, обняв сырую землю.» // Жигулин A.B. Далёкий колокол. Стихи, проза. Письма читателей. Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001
9. Круль А. «Золотистое перо» Анатолия Жигулина //Информационно-публицистический еженедельник «Истоки», №43 (759) http://www.istoki-rb.ru/index.php?article=328
10. Марфин Г.В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества): дис. канд. филол. наук. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003.
11. «О, жизнь! Я все тебе прощаю…Анатолий Жигулин» http://tfile.ru/forum/viewtopic.php?t=308516
12. Чупринин С. Шестидесятые семидесятые: волна вослед волне // Новый мир. - 1981.-С. 237-248.