Курсовая работа|Литература

Курсовая Литература «потока сознания» и театральность произведений В. Набокова

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2016 | Страниц: 37

Введение

Глава 1. Театральность произведений Набокова в контексте литературы «потока сознания»

Глава 2. Специфика театральности в рассказах Набокова

Заключение

Список литературы

А.И. Смирнова отмечает, что в литературе сформировался термин «эмигрантская литература», который понимается как литература русского зарубежья. Именно она выдвинула множество ярких имен, которые свое становление как писателя получили в условиях эмиграции. Несомненно, эмиграция оказала значительное влияние на их творчество, некоторым образом сблизила их произведения. Таковы прозаики Г.И. Газданов, В.В. Набоков, Ю.С. Лукаш, М. Д. Каратеев, Р.Б. Гуль, поэт и романист Б.Ю. Поплавский, поэты М.И. Цветаева, И.Н. Кнорринг, Д.И. Кленовский, В.А. Смоленский и др.

В. Набокова относят к уникальным писателям. Он стал заметным явлением русской и англоязычной литературы. Особенный и неповторимый художественный мир Набокова неоднократно упоминается в письмах и статьях литературных критиков-современников автора, а также в современной критической литературе. Набоков – это новатор, первопроходец, который вписал новую страницу в историю литературы. Кедров отмечает, что «…произведения В. Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым сюжетом…».

Набоков жил и творил в условиях эмиграции, а место, время, эпоха всегда оставляют глубокий след на творчестве писателя, поэта, драматурга и т.п.

Только на русском языке Набоков написали восемь романов, несколько десятков рассказов, сотни стихотворений, ряд пьес. Помимо этого он издал огромное количество англоязычной литературы, куда входят романы, цикл лекций, переводы русской классики, множество эссе.

Многочисленные постановки по прозе В.Набокова в конце XX – начале XXI века свидетельствуют об углублении читательского интереса к личности и творчеству автора, произведения которого стали доступны в массовом масштабе лишь в конце 80-х годов прошлого столетия. И режиссеры, и литературоведы едва ли не сразу заметили свойственную прозе В.В. Набокова черту – присущую ей театральность, сценичность. Первым начало изучению театральности произведений Набокова положил В. Ходасевич: отмечая оригинальность таланта Сирина-Набокова и новизну его стиля, он обратил пристальное внимание на особый интерес к проблемам формы – в своей статье «О Сирине» (1938)1 и отметил, что приемы молодого автора близки режиссерским приемам «театра в театре». Близость прозаических произведений Набокова «условиям сцены» делает правомерной постановку вопросов: как проявляется игровой характер прозаических произведений писателя, как выражена «драматургичность» его прозы, как представлен в ней мотив театральности и какие черты и законы театрального пространства переносятся в прозаические тексты Набокова? Эти вопросы были и остаются предметом серьезного изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Так, интерес к теме «Набоков и театр» находит отражение в работах, посвященных отдельным игровым приемам писателя как в драме, так и в прозе. Это работы Ив. Толстого , А. Бабикова , Н. Семеновой и других.

Кроме того, в монографиях и статьях о метафизике Набокова (В. Александров , М. Шульман , А. Медведев , О. Воронина ) затрагивалась тема двоемирия как инварианта существования двух реальностей: жизни и искусства.

Понятие театральности для романов, повестей и рассказов Владимира Набокова, не ограничиваясь названными приемами, расширяется до специфической театральности. Ее исток в понимании Набоковым мира как двоемирия (где один мир – «реальность», «зрительный зал», а другой – «спектакль», между которыми есть «занавес»). Исследователями (Ю.М. Лотманом, В.Е. Хализевым и др.) отмечаются такие признаки театральности прозы Набокова, как мизансценирование, декорирование пространства, прием театрального освещения.

Элементы театральности в разные годы анализировали в своих исследованиях А. Долинин , О. Сконечная , С. Сендерович и Е. Шварц , А. Пимкина , Г. Хасин , Н. Кафидова . Впервые на значительном по объёму материале прозы В. Набокова сделана попытка определить театральность его творчества в целом в диссертации Н.Б. Корневой .

Театральность набоковских произведений включает в себя следующие приемы: прием фикции (создание и разрушение иллюзии), кукольность, мизансценирование, декорирование пространства, бутафорию, мимикрию, театральное освещение. Авторы, изучающие стиль Набокова, отмечали его «изощренное зрение», внимательный, пристальный взгляд к деталям (). Отсюда его стремление к созданию «картин» в тексте. В этом плане достаточно подробно изучены романы, повести, но не рассказы. На этом основании и построена актуальность темы данной курсовой работы.

Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на большой опыт интерпретации набоковского творчества в зарубежной и отечественной филологии, по-прежнему не достаточно изучена специфика театральности произведений Набокова,

Практическая значимость работы обусловлена тем, что в ней взглянуть на театральность и художественные особенности писателя.

Объект исследования – рассказы В.В. Набокова, вошедшие в три сборника «Возвращение Чорба», «Весна в Фиальте» и «Соглядатай» Предмет исследования – особенности приемов визуализации в произведениях Набокова, с помощью которых автор превращает прозаический текст в «спектакль», а читателя в «зрителя».

Целью данного исследования является анализ «театральных» приемов в произведениях В. Набокова, вошедших в три сборника: «Возвращение Чорба», «Весна в Фиальте» и «Соглядатай».

Задачи:

1) изучить литературные источники, освещающие театральность произведений Набокова;

2) произвести анализ произведений В. Набокова на предмет театральности и выделить самые характерные для поэтики писателя «черты» театральности;

3) рассмотреть художественные особенности произведений писателя, а также его взгляды на театр и драматургию.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использовать собранный и проанализированный материал для дальнейшей работы в школе с произведениями Набокова.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, содержащего 35 источников.

1. Владимир Набоков. Лекции по русской литературе /под ред. И. Толстого. – М.: Независимая газета, 1999. – 440 с.

2. Долгова Н.В. Традиции театральной и народно-смеховой культуры в прозе Набокова /Н.В. Долгова. URL: //http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika(дата обращения: 12.05.2016).

3. Евреинов, Н.Н. Демон театральности / Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. М.; СПб.: Летний сад, 2002. – 535 с.

4. Евреинов, Н.Н. Театр как таковой. К вопросу о происхождении театра как публичного института // Мнемозина. Доклады и материалы по истории Русской литературы XX в. М.,1999. С. 322-346

5. Женетт, Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 2. /Ж. Женетт. – М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. – 472 с.

6. Избранное: В. Набоков. – М.: АСТ Олимп, 1996. – 564 с.

7. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. /под ред. С.И. Кормилова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. – 480 с.

8. Кедров, К. Защита Набокова /К. Кедров // Московский вестник. – № 2. – 2001. – С. 134–142.

9. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии /Под общей редакцией Н.Г.Мельникова. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. – 516 с.

10. Корнева, Н.Б Специфика театрального спектакля в прозе В. Набокова. Cценическая лексика, мизансценирование, декорирование пространства, бутафория, приёмы театрального освещения /Н.Б. Корнева URL: //http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika(дата обращения: 10.05.2016).

11. Корнева, Н.Б Специфика театрального спектакля в прозе В. Набокова. Автореферат дисс…канд. филол. наук. – 2001. –22 с.

12. Литература русского зарубежья. Антология /Под ред. А.Л. Афанасьева. В 2 Т., Т. 1. – М.: Книга,1990. –716 с.

13. Литературные портреты /Пер. с фр. – Л. Зонина, В. Фрязинов, Я. Лесюк, З. Федотова, В. Казовой, Е. Шишмарева, И. Кузнецова, Н. Разговоров. – Собр. соч. в шести томах: Том 6. – М.: Пресса, 1992. – С. 11–19.

14. Мелешкова, О.А. Театральность в русской прозе второй половины XIX века (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, П.Д. Боборыкин). Автореферат дис. … канд. филол. наук. Коломна, 2005. URL: http://cheloveknauka.com/teatralnost-v-russkoy-proze-vtoroy-poloviny-xix-veka#ixzz484INoLRm (дата обращения: 12.01.2016).

15. Мзоков, А. Б. Последний романтик русской прозы /А.Б. Мзоков. //Библиография. – № 2. –2002. – № 2. – С. 109–119.

16. Михайлов, П. Литература русского зарубежья. /П. Михайлов. //Литература в школе. – № 1. – 1991. – С. 124–129.

17. Набоков В. Другие берега. Л.,1991. С.190–192.

18. Набоков, В.В. Федор Достоевский // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М.: Независимая газета, 1998. С. 185-188.

19. Набоков: PRO ET CONTRA //Материалы исследований о жизни и творчестве В.В. Набокова. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001. – 584 с.

20. Носик, Б. Мир и дар Владимира Набокова (первая русская биография писателя). – СПб.: Пенаты и РиД, 1995. – 288 с.

21. Пави, П. Словарь театра / пер.с фр. М: Прогресс, 1991. С.18.

22. Притяжение, приближение, присвоение: вопросы современной литературной компаративистики: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Н. О. Ласкиной, Н. А. Муратовой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – 184 с.

23. Пургина, Е.С. Театральность как тип художественного мировосприятия в романе Д. Лоджа «Терапия» // Дергачевские чтения. 2011.

24. Ращупкина Д.В. Театрализация реальности как основа драматического сюжета (Жан Жене). Контрапункт: Книга статей памяти Г.А. Белой. М.: РГГУ, 2005. С. 452–467. Эл. версия работы – URL: http://ec-dejavu.ru/g-2/Genet.html (дата обращения: 12.01.2016)

25. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы X Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2012. Т. 3. С. 323–326. Эл. версия работы – URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/20329/1/dc3-2011-52.pdf (дата обращения: 23.12.2015).

26. Сарнов, Б. Русская проза 20 века /Б. Сарнов // Огонек. – № 43. – 1989.– С. 17–24.

27. Смирнова, А.И. Литература русского зарубежья: учебное пособие /А.И. Смирнова. – М.: ЛитРес, 2012. – 990 с.

28. Соколов, А. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов /А. Соколов //М.: МГУ. – 1991. – 218 с.

29. Ухова Е.Ю. Проблема художественной реальности в теоретико-литературном наследии В. Набокова /Е.Ю. Ухова Автореферат дисс…канд. филол. наук. – 2008. – 19 с.

30. Целкова, Н.Л. В. В. Набоков в жизни и творчестве /Н.Л. Целкова. – М.: Русское слово, 2002. – 316 с.

31. Шаховская, З.А. В поисках Набокова. Отражения /З.А. Шаховская. – М.: Книга, 1991. – 319 с.

32. Шитакова, Н.И. «Пошлость» в произведениях В.В. Набокова и Г.И. Газданова //Славянский сборник: Материалы VII Международных Славянских Чтений «Русская цивилизация: диалог в культурном пространстве» (30 апреля 2009г., ОГИИК) – Вып. 7. – С. 186–212.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское