Актуальность темы исследования. Согласно требованиям ФГОС, одним из видов деятельности выпускника направления «Физическая культура» является педагогическая деятельность.
Учащийся должен способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни; решать педагогические задачи в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования; осуществлять обучение и воспитание занимающихся в процессе занятий; подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять содержание обучения в рамках учебных планов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности.
Целью является развитие профессионально-педагогической компетентности учащегося, его готовности к решению педагогических задач обучения и воспитания в образовательном процессе ФКС.
Степень разработанности проблемы исследования. Конструктивный анализ историко-педагогического характера в рамках обозначенной проблематики дает нам возможность отметить достаточное количество исследователей, которые активно рассматривали вопросы организации и координации физической культуры в образовательных учреждениях (В. В. Гориневский, А. Д. Новиков, Л. П. Матвеев, В, М. Выдрин, А. М. Дикунов, В. Н. Платонов, И. И. Сулейманов, В. У. Агеевец, В, В. Кузин, М. Е. Дуранов, А. Я. Найн, Г, Н. Сериков, А. М. Кузьмин и др.).
Нынешняя теория постоянного образовательного процесса представлена в ФЗ, который формирует основу нормативно-правового характера, дающую логичность системе образования и воспитания.
Сегодня установлены суть и структура содержания непрерывного образования. Рядом исследователей обусловлены проблемные вопросы координирования физической культуры на единичных уровнях, способствующие контролю и управлению системой. Образование, предоставляемой физической культурой, постоянно требует от инициаторов преподавательского ходя навыков рационально организовать логически верное образовательно-воспитательное пространство, где обучающиеся показывали собственные возможности и наиболее благополучно осваивали предпочтенную профессиональную деятельность.
Непосредственно из-за этого формируется проблемный вопрос, связанный с отбором правильных технологий образовательно-воспитательного характера, которые способствуют адаптации обучающихся учебных заведений к высококлассной физкультурной деятельности в современных условиях.
К сожалению, в настоящее время, проблемному вопросу, регулирующему деятельность информативных технологических процессов, требуемых для вышеуказанной адаптации, уделяется мало внимания. Сейчас практически не аргументирован и не апробирован технологический процесс данной деятельность в современных обстоятельствах.
Из вышесказанного следует, что конструктивный поиск истинной правды в рамках поступательной трансформации образовательно-воспитательного пространства, не совсем достаточная разработанность теоретико-методологических основ установили тему нашего исследования: «Анализ содержания дисциплины «педагогика физической культуры» в процессе подготовки обучающихся по направлению Физическая культура».
Объект исследования: физическая культура.
Предмет исследования: педагогика физической культуры.
Цель исследования: охарактеризовать содержание дисциплины «Педагогика физической культуры» в процессе подготовки обучающихся по направлению «Физическая культура».
Задачи исследования:
- охарактеризовать физическую культуру как прямую цель физического воспитания;
- изучить суть физической культуры личности;
- провести конструктивный анализ содержания дисциплины «Педагогика физической культуры» в процессе подготовки обучающихся по направлению Физическая культура»;
- проанализировать структуру и обозначить особенности содержания рабочей программы дисциплин «Педагогика» и «Педагогика физической культуры» в процессе подготовки «Физическая культура».
Методологической основой исследования стали общенаучные концепции предметно-субъектной деятельности (Л. С. Выгодский, С. И. Рубинштейн, В. В, Давыдов), теоретико-методологические основы, контролирующие собой педагогический процесс (В. П. Беспалько, М. Е. Дуранов, Е. Н. Сериков, А. Я. Найн), теоретико-методологические основы непрерывного физкультурного воспитательно-образовательного процесса (Л. П. Матвеев, В. У. Агеевец, П. А. Виноградов, И. И. Сулейманов, А. М. Дикунов), информационно-потребностная теория эмоционального характера (П. М. Симонов).
Практическая значимость, заключается в том, что теоретико-методологический материал данного исследования представляется достаточно значимым и ценностным материалом, способствующим росту образования, воспитания и идеологии обучающихся.
Структура исследования. Курсовая работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Физическая культура как цель физического воспитания
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А. Гужаловского, ФК – область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н. Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее – воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития – социальные потребности.
Некоторые авторы (В.М. Выдрин, Б.А. Ашмарин) выделяют две стороны ФК: функционально-обеспечивающую (совокупность материальных и духовных ценностей, активную деятельность людей) и результативную (уровень физической подготовленности членов общества к различным видам деятельности, достигнутый уровень здоровья и уровень внедрения ФК в жизни и быт людей).
Строение физической культуры – это отношение друг к другу форм ее существования, которое проявляется в их взаимосвязи и единстве. Оно обусловлено составом компонентов индивидуального развития:
Пирамида индивидуального развития:
Строение физической культуры обусловлено и строением культуры в целом:
1) культура личности (двигательные возможности человека как одна из форм проявления его сущностных сил);
2) культура деятельности (деятельность человека, связанная с развитием двигательных возможностей, совершенствованием форм двигательной деятельности, созданием условий оптимизации этих процессов);
3) культура условий жизни (совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих эффективность этой деятельности и выступающих в качестве ее результатов).
К культуре «условий», т.е. исторически накопленной обществом совокупности материальных и духовных ценностей относят:
1) материально-техническое оснащение (стадионы, бассейны, спортивные площадки, спортзалы, оборудование и инвентарь, тренажеры, технические средства двигательной деятельности и др.);
2) научно-методическое обоснование (система знаний о закономерностях, условиях и способах рационального осуществления и применения активной двигательной деятельности – биомеханики, кинезиологии, физиологии движения и др.);
3) исторически сложившиеся функциональные средства формирования культуры двигательной деятельности и развития двигательных возможностей человека (гимнастика, спорт, игры, туризм и др.);
4) социальные условия распространения и применения культуры двигательной деятельности (система физического образования, физкультурное и спортивное движение, подготовка специалистов, социальные и экологические условия жизни и др.).
Культура «деятельности» – это деятельность по развитию культуры двигательной деятельности. Она включает:
1) потребление активной двигательной деятельности (усвоение эффекта ее воздействия на организм);
2) освоение рациональных форм и способов ее осуществления;
3) производство культуры двигательной деятельности (создание новых средств, форм и способов перемещения, разработка новых технологий формирования двигательных возможностей человека, создание необходимых социальных условий физического совершенствования людей и др.).
Можно выделить три составляющие культуры деятельности:
деятельность занимающихся;
деятельность специалистов;
деятельность лиц, осуществляющих организационное, научное и врачебное обеспечение (руководители, судьи, КНГ, медицинские работники и т.д.).
К культуре «личности» как к результативной стороне относят:
- уровень физического развития;
- фонд двигательных умений и навыков (двигательный опыт);
- уровень физической подготовки (развитие физических качеств);
- уровень здоровья;
- физкультурную грамотность населения;
- уровень внедрения ФК в жизнь и быт общества;
- продолжительность жизни людей и т.д.
Таким образом, физическая культура – это исторически сложившаяся деятельная совокупность условий, средств, методов и результатов физического совершенствования людей. Физическое совершенство – оптимальная мера физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других видов деятельности. Как и культура в целом, ФК является результатом созидательной, творческой деятельности человека и общества. Она не остается неизменной: на различных этапах исторического развития она изменяется в зависимости от условий, предоставляемых для ее развития той или иной общественно-экономической формацией. Одновременно она наследует непреходящие культурные ценности предшествующих этапов, научные знания о закономерностях физического развития организма, эффективные средства и методы ФВ, материально-технические и эстетические ценности.
Физическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физических способностей, формирование двигательных умений и навыков, специальных знаний в области физкультуры и спорта. Физическое воспитание направлено на охрану жизни и здоровья, полноценное физическое развитие, на воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни, на «формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности и продление жизни человека».