Введение
- Возможности формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями речи
- Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР на основе ознакомления с окружающим миром.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Последние десятилетие в России идет интенсивная модернизация системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее важным достижением является законодательное обеспечение конституционного права на образование самой сложной категории детей инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) и создание в образовательном учреждении необходимых для этого специальных условий. Право детей с ТМНР раннего и дошкольного возраста на образование отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – Стандарт). Дети с ТМНР представляют собой отдельную психолого-педагогическую категорию. Сочетание интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений, каждое из которых является тяжелым или выраженным, обуславливает появление сложной структуры особых образовательных потребностей и требует особой организации образовательного процесса. Для реализации потенциальных возможностей психического развития детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР в соответствии с требованиями ФГОС разработана ПрАООП ДО. Ее содержание учитывает индивидуальные психофизические особенности и потенциальные возможности развития, состояние здоровья и социальные условия жизни.
- Возможности формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями речи
В настоящее время особое внимание уделяется детям с тяжелыми нарушениями речи, так как их количество значительно выросло. Дети с тяжелыми нарушениями речи выделяются в особую группу среди детей с различными патологиями. Детям с тяжелыми нарушениями речи трудно социализироваться в обществе. Коммуникативная функция является важнейшей в отношениях между людьми, поэтому различные нарушения речи препятствуют нормальному общению [5].
Одной из проблем, связанных с детьми, имеющими ТМНР, является проблема формирования представлений об окружающем мире. Стоит отметить, что в качестве ключевого подхода к формированию представлений ребенка об окружающем мире выступает уточнение, расширение, получение теоретических знаний, их углубление на основе постепенного ознакомления с объектами окружающей действительности. Более того, приобретение знаний об объектах и предметах окружающего мира способствует тому, что у ребенка формируется практический опыт осознания окружающей действительности. Другими словами, на основе восприятия окружающего мира у ребенка формируются представления о форме, величине, цвете того или иного объекта изучения, он запоминает звуки, которые издают различные животные, а также материалы, из которых изготовлены определенные предметы быта. Также ребенка знакомится с растительным и животным миром, расширяет свой лексический запас слов, развивает мыслительную деятельности, что обусловлено возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Таким образом, на сегодняшний день проблема формирования представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста привлекает к себе повышенный интерес исследователей, педагогов и психологов, поскольку они оказывают благоприятное воздействие на психическое развитие. Представления об окружающем мире включают в себя совокупность теоретических знаний относительно предметов, явлению, людей, объектов растительного и животного мира, то есть всего того многообразия, кто окружает ребенка в повседневной жизни. При этом, знакомясь с окружающим миром, у детей формируются умения и навыки взаимодействия с живой и неживой природой, строятся взаимоотношения с людьми. Однако дети, имеющие тяжелые нарушения речи (далее – ТМНР), имеют значительные трудности в процессе ознакомления с окружающей действительностью, что напрямую связано с несформированностью познавательной деятельности. В связи с чем, восприятие детей создает барьеры для полноценного формирования представлений об окружающем мире, поскольку дошкольникам требуется гораздо больше времени на усвоение материала, чем, к примеру, ребенку без речевых патологий. Указанные обстоятельства свидетельствуют о потребности в осуществлении коррекционной работы по развитию представлений детей с ТМНР об окружающем мире.