ВВЕДЕНИЕ
- Теоретические основы приемки товара по количеству и качеству
1.1. Нормативно-правовое регулирования приемки товаров по количеству и качеству
1.2. Правила приемки товаров по количеству и качеству
1.3 Техническое оснащение торгового предприятия
- Анализ приемки товаров по количеству и качеству в ООО «Пятерочка»
2.1. Краткая характеристика сети магазинов «Пятерочка»
2.2. Организация приемки товаров по количеству и качеству в ООО «Пятерочка»
2.3. Приемка по качеству однородной группы товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции: по итогам 2019 г. доля оптовой и розничной торговли составила более 18%. Торговля обеспечивает около 10% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Вопросы умелой и грамотной коммерческой деятельности в торговле и других отраслях хозяйствования в современных условиях приобрели исключительную актуальность. Коммерческие операции все больше становятся объектом труда многих категорий работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых, производственных предприятий и организаций.
Розничная торговля является конечным звеном процесса товародвижения, в котором товар обретает своего потребителя. Развитая инфраструктура розничной торговли уже сама по себе стимулирует увеличение спроса, за счет роста числа возможных «контактов» потенциальных потребителей с предлагаемыми к реализации товарами. Наличие достаточного количества точек розничной торговли и рациональное их размещение также обеспечивают стимулирование товарооборота за счет экономии времени покупателей, затрачиваемого на дорогу и очереди.
Коммерческая деятельность охватывает всю, совокупность товарных ресурсов: предметы потребления и средства производства. Коммерческая деятельность - это форма хозяйственных отношений между предприятиями, организациями. Она формирует систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему, происходит территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.
Грамотное управление приемкой и отпуском товарной продукции на производстве и в торговле, а также хранение по количеству и качеству товара при соблюдении всех нормативных актов — основные требования экономической политики.
Гражданским кодексом РФ1 (ГК РФ) установлены правила, согласно которым в сделках купли-продажи или поставки товар должен быть передан покупателю в надлежащем количестве, а также надлежащего качества (ст. 469). Обязанность покупателя проверить полученный товар по качеству и количеству в порядке и в сроки, установленными правовыми актами, договором и обычаями делового оборота регламентирует п. 2 ст. 513 ГК РФ.
Актуальность данной темы заключается в существенном влиянии грамотно проведенной приемки товаров по количеству и качеству на эффективное функционирование предприятий торговли.
Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Субъектом розничной торговли является продавец.
Целью данной работы является изучение вопросов организации приемки товаров по количеству и качеству.
В соответствии с поставленной целью, в работе решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы приемки товара по количеству и качеству;
- проведен анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине «Пятерочка»;
- рассмотрена приемка по качеству однородной группы товаров.
Объектом исследования в работе является ООО «Пятерочка».
Предмет исследования – организация приемки товара по количеству и качеству.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования полученных результатов в аналогичных организациях при разработке и внедрения мероприятий по совершенствованию приемки товаров по количеству и качеству.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам организации приемки товаров по количеству и качеству в розничной торговле.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы работы, определены цель и задачи исследования.
В первой главе изучены теоретические основы приемки товара по количеству и качеству.
Во второй главе рассмотрена организация приемки товаров по количеству и качеству в магазине «Пятерочка» г. Пензы.
В заключении приводятся общие выводы по работе.
Список использованных источников включает 26 литературных источников.
1. Теоретические основы приемки товара по количеству и качеству
1.1. Нормативно-правовое регулирования приемки товаров по количеству и качеству
Правовое регулирование приемки товаров осуществляется различными нормативными актами. Достаточно полно процесс приемки определен в Гражданском кодексе РФ (например, глава 30 «Купля-продажа», статья 720 «Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком», статья 909 «Проверка товаров при их приеме товарным складом и во время хранения»).
В настоящее время обязательные требования к приемке товаров определяются техническими регламентами, национальными стандартами (следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальные стандарты применяются в добровольном порядке).
Приемка товара — фактическое получение, принятие товара и сопутствующих ему документов покупателем (заказчиком), которое сопровождается проверкой соответствия качества, количества и комплектности товара, проверкой его внешнего вида, работоспособности и т. д. Частью 6 статьи 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек [9, с. 27].
Обязательные правила приемки товара и проверки его качества могут быть установлены иными нормативными актами и документами, утвержденными федеральными органами государственной власти (инструкции, правила обращения и прочее). Необходимо иметь в виду, что в силу п. 1 ст. 474 и п. 2 ст. 513 ГК РФ, если приемка товара по качеству регулируется нормативными актами, обязательными к применению, то другой порядок приемки в договоре установить нельзя.
Для приемки товаров по количеству и качеству также применяются различные ГОСТы, ОСТы и ТУ.
Стандарты правил приемки определяют порядок приемки товаров и обеспечивают единые требования при приемке товаров по качеству и количеству. В них даются указания, что считать партией товара, как отбирать пробу для определения качества товара; место и условия приемки, порядок внешнего осмотра.
Стандарты методов контроля устанавливают порядок отбора проб для испытания и методы контроля качества продукции, основанные на достижении современной науки и техники.
Стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения регламентируют требования к потребительской маркировке товаров с целью информации покупателя об основных характеристиках продукта: требования к упаковке с учетом рекомендаций технической эстетики и обеспечения сохранности свойств товаров при хранении и транспортировке. В этих стандартах предусматриваются следующие разделы: «Маркировка», «Упаковка», «Транспортирование и хранение».
Стандарты технических условий устанавливают всесторонние технические требования к продукции при ее изготовлении, поставке и использовании. Эти стандарты могут включать эксплуатационные характеристики, правила приемки, методы проверки качества, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению. Если для разработки стандартов технических условий отсутствуют все необходимые данные, то в этом случае могут разрабатываться стандарты на правила приемки, методы контроля качества и др.
Стандарты технических требований регламентируют нормы и требования к конкретной продукции, которые должны характеризовать ее с точки зрения качества. Эти стандарты устанавливают нормы качества, в них строго указывается, какие дефекты недопустимы; устанавливают гарантийные сроки хранения товаров.