ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие о междометии и звукоподражании как об особых частях речи
1.2. Проблема разграничения междометий и звукоподражаний
ГЛАВА 2. МЕСТО ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ В ШКОЛЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
2.1. Междометия и звукоподражания в синтаксической организации текста
2.2. Конспект урока русского языка по теме «Междометие и звукоподражательные слова»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Изучение междометий и звукоподражаний началось давно. Впервые в качестве самостоятельного лексико-грамматического класса междометия были оформлены в латинской грамматике Варрона в I в. до н. э.
Тем не менее, изучая междометия и звукоподражания, исследователь часто испытывает сомнения. До сих пор возникают споры о том, находятся ли вообще междометия и звукоподражания в рамках лингвистики. Число слов, которые могут функционировать как междометия, постоянно растёт ввиду необходимости выражения всё новых оттенков эмоций человека, что, в частности, обусловливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования являются междометия и звукоподражания русского языка, предметом исследования – процесс изучения междометий и звукоподражаний в школьном курсе русского языка.
Цель исследования – рассмотреть особенности изучения междометий и звукоподражаний в школьном курсе русского языка.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие о междометии и звукоподражании как об особых частях речи;
2) проанализировать проблему разграничения междометий и звукоподражаний;
3) рассмотреть междометия и звукоподражания в синтаксической организации текста
4) разработать конспект урока по теме исследования.
Степень разработанности темы исследования. В России детальное изучение междометия было впервые проведено выдающимся русским учёным М. В. Ломоносовым. Расширили понимание данного термина А. М. Пешковский, В. В. Виноградов, Н. М. Шанский и др. В настоящее время появилось немало научных исследований, посвященных междометиям и звукоподражаниям. Значительный вклад в изучение данных категорий внесли работы следующих учёных: А. И. Германовича, А. А. Белякова, И. П. Карпова и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школе.
Методы исследования – теоретические (анализ, обобщение, синтез) разработки, с помощью которых решались поставленные в курсовой работе задачи.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав четырех параграфов, заключения, списка литературы и источников.
ГЛАВА 1. МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие о междометии и звукоподражании как об особых частях речи
В языковой системе междометия стоят обособленно, отличаясь от других категорий слов, нередко вызывая разные, порою противоречивые взгляды на их функции в речи и лингвистическую природу.
Эти языковые единицы достаточно тесно связаны с жестами. Учёные считают, что многие из них восходят к эмоциональным возгласам и звучаниям, сопровождающим рефлексы живого организма, которые являются ответом на раздражение со стороны внешних факторов. Некоторые лингвисты считали непроизводные междометия своеобразным началом функционирования языковой системы, однако «одновременно сомневались в языковом положении междометий и даже доходили до исключения их из языка»[1].
Таким образом, возникновение интереса к междометию тесно связано с теорией происхождения языка. Основная неточность данных теорий заключается в смешивании двух факторов: биологического и социального. Никто точно не мог сказать, как именно природный, неосознанный выкрик или первобытное подражание звукам окружающего мира превратилось в полноценное слово.
«Впервые как самостоятельный лексико-грамматический класс (часть речи) междометия были выделены в латинской грамматике Варрона (I в. до н. э.). В последующей научной традиции грамматическая природа междометия определялась неоднозначно»[2].
Далее был выработан термин «междометие», который «впервые появился на свет в 1619 г. в Грамматике Мелетия Смотрицкого в форме «междуметие», поскольку само это слово является буквальным переводом, калькой с латинского interjactio, в котором inter – «между», а jactio – «бросание; невольное высказывание». Буквально междометие и значит «брошенное, вставленное между другими словами»[3].
Характеризуя объём исследуемой категории слов, необходимо озвучить ряд важных вопросов, обусловливающих образование коллизий при изучении междометий. В связи с неоднозначностью в отношении определённых проблем со временем появлялись различные точки зрения. Первая, положившая начало научной трактовке междометий, которой мы и будем придерживаться в данном исследовании, тесно связана с именем М. В. Ломоносова. Она была продолжена А. И. Германовичем, А. Х. Востоковым, В. В. Виноградовым, Ф. И. Буслаевым, А. А. Шахматовым. Учёные считают междометия словами, а категорию, которая их объединяет, признают частью речи; считают нужным уделять внимание изучению структуры междометий, их функционированию в речи и истории их образования.
В то же время Н. И. Греч, Д. Н. Кудрявский, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. М. Пешковский вообще не относят междометия к словам, вынося их за пределы частей речи и отказываясь от исследования структурной и синтаксической стороны данного вопроса.