ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и структурa занятости населения
1.2 Механизмы государственного регулирования рынка
труда в рыночных условиях
1.3 Правовые и организационные основы управления
сферой занятости населения
Глава 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ
ЗАНЯТОСТИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ рынка труда и занятости Курской области
2.2 Пути решения проблем рынка труда и занятости населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В соответствии со ст.1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
На данный момент одной из лидирующих проблем в регулировании государства считается проблема рынка труда и занятости населения.
Современный рынок труда определяется несоответствием между предложением и спросом специалистов. Причина может заключаться в том,что оперативной реакции нехватает профессионального образования на текущие условия рынка, полностью отсутствует маркетинговый подход к управлению деятельности большой части образовательных учреждений и не малая часть выпускников этих учреждений , не соответствует требованиям производства.
В первую очередь, важны механизмы принуждения к соблюдению законов.
Эффективная правоприменительная практика может лучше защитить участников трудовых отношений, способствует тому, что инвестирование в человеческие ресурсы становится менее рискованно
Государство должно предоставлять правдивую информацию участникам рынка, для того чтобы помочь преодолеть несоответсвие информации и снизить транзакционные издержки.
Цель работы – проанализировать рынкок труда и занятости населения на региональном уровне.
Основными задачами является:
- Установить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на региональном уровне;
- Изучить состояния рынка труда в Курской области
- Pассмотреть необходимость и способы государственного решения проблем.
Предметом исследований является рынок труда, a объектом – проблемы существующие на рынке труда.
Pабота состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и структурa занятости населения
Одной из главных целей национальной экономики является обеспечение высокой занятости населения.
Занятость определяется деятельностью граждан, которая не нарушает законы страны, способствует удовлетворению своих профессиональных потребностей и доставляет её субьекту заработную плату.
Само понятие «занятость населения» является система экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения страны по созданию общественного продукта.
Следует отметить, что к трудоспособному населению причисляются все, кто по возрасту и по состоянию здоровья могут работать.
Структурa занятости населения xaрактеризуется следующими составляющими:
|
1) граждане, работающие по найму;
|
2) граждане, самостоятельно обеспечивающие себя (предприниматели, и т.д.);
|
3) граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
|
4)военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;
|
5) учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;
|
6) работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;
|
7) занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.
|
Нужно отметить, что экономически активным населением является временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, граждане проходящие переподготовку или повышение квалификации либо граждане, ищущие работу.
Можем определить два аспекта занятости: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), которые по своему содержанию полностью соответствуют определениям полной и эффективной занятости.
Понятие «полная занятость» не следует путать с понятием «поголовной занятости», в ходе которой все трудоспособные обязанны работать. Такое состояние экономики попрасту невозможно. В случае если часть трудоспособного населения не работает, но на данный момент есть необходимое количество свободных рабочих мест, то это положение можно назвать как полную занятость.
Таким образом, полную занятость можно назвать таким уровнем занятости, когда число вакантных мест равняется числу ищущих работу (спрос на рабочую силу прямопропорционален предложению рабочей силы, даже в случае если определенная часть населения находится без работы).
Требуется разделять полную занятость на уровне национальной экономики и полную занятость на уровне отдельного индивида. Неполная занятость рассматривая на уровне национальной экономики подразумевает чрезмерность предложений рабочей силы по сравнению со спросом на нее, на уровне индивида – занятость с неполным рабочим днем.
Эффективная занятость представляет собой некое распределение трудовых ресурсов труда с учетом этой специализации, территориального аспекта, которое помогае получить наибольший прирост национального продукта. Полная эффективная занятость получается только в ходе процесса свободной рыночной деятельности.
Наиболее соответствующее сочетание полной и эффективной занятости является рациональной занятостью. Рациональная занятость подразумевает наилучшее распределение и пользование трудовыми ресурсами с целью воспроизводства работника, гармоничного и всестороннего развития человека. Она определяется симметрией рабочих мест потребностям и способностям работников, их квалификационному уровню.
Для того, чтобы лучше изучить проблему занятости выделим виды и формы занятости. Под видами занятости можно охарактеризовать распредиление активной части трудовых ресурсов по сферам использования труда, по специальностям. Союз этих видов состовляет структуру занятости.
Структурные виды занятости определяют по следующим признакам:
|
1) По xaрактеру деятельности – работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в aрмии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство.
|
2) По принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою – рабочие, инженерно–технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели.
|
3) По сферам народного хозяйства, отраслям, суботраслям и подотраслям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов.
|
4) По территориальному признаку (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим зонам и т.д.).
|
5) По уровню урбанизации – по соотношению между численностью трудовых ресурсов города и села.
|
6) По профессионально–квалификационному признаку – распределение рабочей силы по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда.
|
7) Половозрастному составу.
|
8) Видам собственности и формам организации труда.
|
Все эти виды взаимосвязанны между собой . У них существует общая цель, а именно создание общественного продукта.
1.2 Механизмы государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях
Государственное регулирование рынка труда является комплексом различных функций управления, которые выполняют государственные органы власти для того, чтобы уравновесить спрос и предложение на рынке труда. Государственное регулирование не считается единственным фактором, возможным обеспечить равный уровень на рынке труда. Между тем уменьшать роль государственного регулирования не нужно, так как главные направления регулирования рынка труда реализуются на уровне государственного управления.
Некоторые считают, что государственное регулирование на рынке труда особо направлено на достижение высокого уровня занятости населения; обеспечение и выполнение более максимального и высокого соответствия обучающихся структурe требуемых рабочих мест; смягчение последствий безработицы.
Pегулирование и контоль рынка труда как процесс может представлять собой очень сложную систему организационных, экономических и регулирующих мер по уменьшению безработицы в стране. Государственное регулирование рынка труда сказывается в разработке программ, которые направленны на создание максимального количества рабочих мест в государственном секторe; программ по подготовке и переподготовке работников.
Способы государственного регулирования существуют следующие:
|
1)Прямое государственное воздействие, то есть через систему государственного заказа и государственных контрактов, установление и определение норм и стандартов, законодательных актов, прогнозов, целевых комплексных программ ее развития;
2)Косвенное влияние, то есть через государственные кредиты, дотации, налоговые льготы, субсидии, цены.
|
Поэтому, законодательно-правовые акты являются правовыми инструментами (законы и подзаконные нормативные правовые акты, к которым относятся указы и постановления), нормативные правовые акты (распоряжения и приказы). Лицензии, квоты, стандарты, налоги, кредит, цены — это вероятнее экономические средства регулирования. Так же, к административным средствам можно отнести разные стандарты, разрешения, нормативы и тому подобное.
1.3 Правовые и организационные основы управления сферой занятости населения
По Конституции РФ Российская Федерация существует социальное государство, политика которого как раз направлена на создание таких условий, с помощью которых обеспечивается достойная жизнь и свободное развитие человека.
Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.
Важное место в этой сфере отводится деятельности Правительства Российской Федерации. Обеспечивается проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, осуществление социальных гарантий граждан страны; осуществляет меры по соблюдению социальной защищенности граждан, их права на труд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплении системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения.
В структурe Правительства Российской Федерации, утвержденной в марте 1997 г., Министерство социальной защиты населения не значилось. Однако было создано Министерство труда и социального развития, к которому перешли частично функции бывшего Министерства социальной защиты населения.
Министерство труда и социального развития (Минтруд России) функционировало на основе Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 23 апреля 1997 г.
Прежнее Министерство труда и социального развития упразднено, и его функции теперь выполняет Министерство здравоохранения и социального развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структурe федеральных органов исполнительной власти».
Указом Президента РФ № 314 от 09.03.2004 «О системе и структурe федеральных органов исполнительной власти» была определена структурa Министерства здравоохранения и социального развития РФ (рис. 1). Во исполнение упомянутого указа Правительство РФ приняло ряд постановлений, которыми утверждены вопросы ведения и функции Министерства здравоохранения и социального развития РФ и входящих в него федеральных служб и агентств.
Установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Постановление Правительства РФ №153 от 06.04.2004) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим особые функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому управлению в сферe здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Осуществляет распределение и контроль за деятельностью находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, a также управление деятельности Пенсионного фонда, Фонда социального стрaхования и Федерального фонда ОМС.