Организация государственных закупок в современной экономике претерпевает постоянные и существенные изменения.
Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации, в области закупок товаров, работ и услуг государственными органами и подконтрольными организациями всегда была ужесточенная борьба с коррупционными проявлениями в указанной сфере. Эту задачу должен был в определенной степени решить Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №94-ФЗ), однако, как посчитал законодатель, с этим не справился. На смену ему пришел новый Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ), положения которого не без определенных сложностей и правовых проблем внедряются в закупочную деятельность государственных и муниципальных заказчиков. Данный закон предусматривает не только новые возможности выбора поставщика, которые стали гораздо разнообразнее, но и правила планирования, аудита и мониторинга, а также исполнения контракта. В отличие от ранее действовавшего закона, который регламентировал закупочную деятельность на моменте заключения государственного, муниципального контракта, Федеральный закон №44-ФЗ последовательно регулирует закупочную деятельность от момента ее планирования до фактического исполнения обязательств по заключенным контрактам.
Разработка и внедрение Федерального закона №44-ФЗ необходимы для усиления контроля над расходованием бюджетных средств, а также для снижения общего уровня затрат.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, государственные закупки являются исторически сложившимся и традиционным видом общественной деятельности, институтом развития и поддержки экономики, требующим постоянное совершенствование контрактной системы и в дальнейшим ужесточения конкурсной системы государственных закупок в государственных органах, в частности, в Территориальном органе Федеральной службе государственной статистики по Оренбургской области (далее – N-).
Государственные и муниципальные закупки составляют большую половину расходов бюджета страны. От того на сколько система государственных закупок будет эффективно и рационально работать, напрямую зависит безопасность государства, сохранение конкурентоспособности в мировом сообществе.
Система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации постоянно находится в развитии, поэтому необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию на сегодняшний день в конкурсной системе закупок государственными органами, с целью разработки дальнейших изменений.
Государственные закупки имеют ключевое значение для повышения эффективности функционирования системы и повышения доверия граждан. В целях обеспечения высокого качества предоставляемых государственных услуг и защиты интересов граждан и юридических лиц, N-у необходимо осуществлять государственные закупки эффективно, с соблюдением высоких стандартов.
Целью работы являются особенности административно-правовой организации государственных и муниципальных закупок, а также поиск проблем и путей их решения в исследуемой сфере отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– дать понятия государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации, основываясь на источники научной литературы различных авторов;
– описать нормативно-правовые основы осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации;
– охарактеризовать систему государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации;
– проанализировать зарубежный опыт организации государственных и муниципальных нужд;
– проанализировать практику формирования контрактной системы для осуществления государственных и муниципальных закупок на примере N-а;
– выявить основные проблемы осуществления государственных и муниципальных закупок на примере N-а;
– определить перспективы и направления совершенствования административно-правовой организации государственных и муниципальных закупок;
– предложить рекомендации по улучшению работы N-а в части борьбы с коррупцией в области государственных закупок.
Вопросы и проблемы организации государственных закупок рассматриваются в работах следующих авторов: Н. Терехина; Т.Р. Григорян; А.Е. Кирпичев; Ю.Г. Архипов; В.А. Вайпан; В.Ю. Абрамов; М.Н. Прокофьев; Р. Назаров; М.В. Шмелева.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере административно-правовой организации государственных и муниципальных закупок.
Предмет исследования – нормы права, научные исследования, а также материалы правоприменительной практики в сфере организации государственных и муниципальных закупок на примере N-а.
Методами исследования в данной выпускной квалификационной работе будут наблюдение, сравнение и анализ работ российских и зарубежных ученых, анализ литературы по теме, изучение нормативно-правовых актов, сбор и обработка официальных статистических данных, и данных непосредственно взятых при осуществлении деятельности государственных закупок N-ом.
При выполнении магистерской работы и формулировании выводов по результатам будет использован сравнительный анализ, структурно-динамический анализ, графические и табличные способы представления данных, что является основными методами статистического анализа.
Информационная база будет состоять из Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации, трудов отечественных и зарубежных ученых, исследовавших проблемы, связанные с организацией государственных и муниципальных закупок.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения работы, выводы и предложения автора состоят в возможности применения полученных результатов не только в деятельности N-а, но и другими государственными органами власти при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы государственных закупок, работ и услуг, нормативные основы государственных и муниципальных закупок, механизм осуществления закупочной деятельности.
Во второй главе раскрываются особенности государственных закупок, работ и услуг на примере Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (далее – N-).
В третьей главе описываются проблемы организации государственных и муниципальных закупок на примере N-а и возможные пути их решения. Даны рекомендации по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями в области государственных закупок.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы о рассмотренной теме, предлагаются мероприятия по совершенствованию организации государственных закупок (контрактной системы) в части эффективности использования бюджетных средств.
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы регулирования государственных и муниципальных закупок
1.1. Теоретические основы осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации
Рассмотрим несколько определений различных авторов государственных и муниципальных закупок.
Под закупками понимается – приобретение товаров, осуществляемое государственными заказчиками за счет государственных средств.
Государственные закупки – это регламентированная законодательством деятельность государства по приобретению товаров, работ и услуг с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами с целью обеспечения деятельности государства, а также с целью оказания влияния на развитие частного сектора национальной экономики и выполнение социально значимых функций.
Ряд авторов под государственными и муниципальными закупками понимают процесс приобретения заказчиком товаров, работ, услуг, необходимых для его полного и эффективного функционирования, который происходит в определенном законодательством порядке, в пределах добросовестной конкуренции с целью обеспечения эффективности и максимальной экономии государственных средств.
Государственные и муниципальные закупки – это совокупность общественных правоотношений, возникающих в процессе реализации заказчиком публичных потребностей в товарах, работах и услугах в порядке, установленном законодательством.
Государственные закупки – это процесс заказа государственными органами товаров (работ, услуг) необходимых для их полного и эффективного функционирования, по объявленным условиям конкурса, предусматривающим исполнение всех поставленных заказчиками условий для участников торгов в рамках добросовестной конкуренции с целью обеспечения эффективности и максимальной экономии государственных средств.
По мнению И.Влялько, государственные закупки – это закупка на конкурентной основе, в соответствии с определенными правилами и условиями, товаров, работ и услуг за государственные средства с целью поддержания жизнедеятельности государства на должном уровне.
А.Олефир также приводит свое определение государственных закупок – это приобретение (в том числе в порядке централизованной закупки) на конкурентной основе заказчиком товаров, работ и услуг, в соответствии с планом закупок, за государственные средства в порядке, установленном законом, с целью удовлетворения общественных потребностей в определенных ресурсах и обеспечении реализации других задач государственной социально-экономической политики.
Государственные закупки – отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Отдельные авторы предлагают рассматривать государственные закупки в узком и широком смысле.
Так в узком смысле (с финансово-правовой точки зрения) – как специфический инструмент финансово-правового регулирования правоотношений по формированию, рационального распределения и использования публичных фондов средств, применяемый в процессе реализации публичного интереса при приобретении товаров, работ и услуг за публичные средства.
В широком смысле – как государственные и муниципальные закупки - совокупность общественных правоотношений, возникающих в процессе удовлетворения заказчиком потребностей в товарах, работах и услугах за государственные средства в порядке, установленном законодательством.
С учетом вышеизложенного следует вывод о том, что закупочный процесс имеет существенные отличия и особенности. Основным объединяющим признаком в определениях государственных закупок, отраженных в нормативно-правовых актах всех рассмотренных стран, является осуществление закупок за счет бюджетного финансирования с учетом наиболее эффективного их расходования.
При оценке эффективности государственных и муниципальных закупок в зарубежной практике используют такие критерии, как соответствие продукции запросам потребителей при одновременной оценке разумности таких запросов, обеспечение наилучших условий закупки, соблюдение принципов прозрачности закупок, выбор надежного и квалифицированного поставщика, а также достижение в ходе закупок поставленных социальных, экономических или экологических целей.
Государственные закупки представляют собой приобретение товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Именно с этой целью формируется механизм финансирования в сфере государственных и муниципальных закупок. Правовое регулирование посредством системы законов и подзаконных актов, регламентирующих нормы, правила и процедуры осуществления закупочных процедур включается в себя многочисленные нормативные акты.