Актуальность темы исследования. В настоящий период
в связи с нестабильностью экономики как на мировом уровне, так и на уровне отдельных стран усиливается актуальность проблемы использования человеческого капитала, поскольку именно человеческий капитал является ключевым фактором развития современного общества.
Соответственно, влияние человеческого капитала на экономику
приобретает все большую значимость, а развитие компетенций превращается в ключевой фактор конкурентоспособности не только самого индивида, но и предприятий, которые при своем эффективном функционировании составляют основу будущего экономического развития страны.
Иными словами, экономика любого современного государства, ее конкурентные преимущества и возможности модернизации во многом зависят от уровня накопленного в обществе и реализованного в производстве человеческого капитала.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по повышению эффективности инвестирования
в человеческий капитал на примере СПб ГУП «Горэлектротранс».
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие задачи:
1) изучить теоретические основы инвестирования в человеческий капитал;
2) выявить особенности этого вида инвестиций;
3) изучить международный и отечественный опыт инвестирования
в человеческий капитал;
4) выявить проблемы инвестирования в человеческий капитал
СПб ГУП «Горэлектротранс» и определить направления их решения;
5) обосновать рекомендации по повышению эффективности инвестирования в человеческий капитал СПб ГУП «Горэлектротранс»
и определить их экономическую эффективность.
Объектом исследования являются инвестиции в человеческий капитал как особый вид инвестирования.
Предметом исследования являются способы повышения эффективности инвестиций в человеческий капитал (на примере
СПб ГУП «Горэлектротранс»).
Для реализации поставленных задач в работе использовались аналитический метод, метод сравнительного анализа, метод экспертных оценок. В основу исследования положены методы статистической обработки информации, системного и ситуационного анализа.
Информационной основой для обоснования практических рекомендаций явились годовые отчеты СПб ГУП «Горэлектротранс», экспертные заключения, труды отечественных и зарубежных
ученых-экономистов, исследующих проблемы инвестирования
в человеческий капитал, нормативные и правовые акты, периодические издания, ресурсы сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методики оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал.
Практическая значимость состоит в обосновании рекомендаций
по повышению эффективности инвестиций в человеческий капитал.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) систематизированы существующие подходы к определению эффективности инвестирования в человеческий капитал;
2) обобщен международный и отечественный опыт инвестирования
в человеческий капитал;
3) разработан авторский подход, позволяющий проводить оценку эффективности осуществления инвестиций в человеческий капитал, а также осуществлена его апробация на материалах СПб ГУП «Горэлектротранс».
В соответствии с установленными целью и задачами исследования была определена структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении указаны актуальность, цель, поставленные задачи, предмет, объект исследования, методы исследования, теоретическая
и практическая значимость, а также положения научной новизны, выносимые на защиту.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования человеческого капитала. С этой целью изучены понятие, структура
и значение человеческого капитала в развитии организации, эволюция теории человеческого капитала, виды, особенности инвестиций
в человеческий капитал, показатели их эффективности,
а также изучен международный и отечественный опыт инвестирования
в человеческий капитал.
Вторая глава посвящена анализу и оценке эффективности инвестирования в человеческий капитал на примере
СПб ГУП «Горэлектротранс». С этой целью представлена общая характеристика предприятия и основные направления его деятельности, дана оценка инвестиций в человеческий капитал СПб ГУП «Горэлектротранс», выявлены проблемы инвестирования в человеческий капитал и определены направления их решения.
В третьей главе обоснованы рекомендации по повышению эффективности инвестирования в человеческий капитал
СПб ГУП «Горэлектротранс» и выполнена экономическая оценка результатов их реализации.
В заключении подводятся итоги исследования, объясняется выполнение цели данной работы.
По результатам выполненного исследования подготовлены и опубликованы следующие статьи:
- Хохлова А.А. «Теоретические аспекты человеческого капитала»: статья опубликована в международном научно-практическом журнале «Экономика и социум», № 1(80), 2021 – ISSN 2225-1545.
- Хохлова А.А. «Инвестиции в человеческий капитал: понятие, особенности, виды»: статья опубликована в международном научно-практическом журнале «Экономика и социум», № 1(80), 2021 – ISSN 2225-1545.
Глава 1 Теоретические основы формирования человеческого капитала
1.1 Понятие, структура и значение человеческого капитала в развитии организации
В современных условиях, когда знания (информация) становятся фактором развития экономической системы, процесс развития любого человека становится невозможен без полной реализации человеческого капитала.
В свою очередь, конкурентоспособность экономики государства также зависит от рациональности и эффективности использования человеческого капитала на каждом конкретном предприятии, функционирующем на территории этого государства [10].
Таким образом, человеческий капитал, наряду с иными формами капитала, составляет основу национального богатства каждого государства [27].
Однако, важно отметить, что несмотря на это, существует ряд характеристик, которые отличают человеческий капитал от иных форм капитала. К таким отличиям следует относить то, что, во-первых, человеческий капитал нельзя отделить от человека, который является носителем этого капитала; во-вторых, данный вид капитала не подлежит купле-продаже (иными словами, права на человеческий капитал в целом и на его отдельные составляющие (здоровье, знания, профессиональный опыт и т.д.) не могут быть переданы другим лицам)); в-третьих, приобретение дополнительных знаний и навыков, то есть дополнительного объема человеческого капитала, возможно и без дополнительных инвестиций (например, через обучение на практике и на опыте коллег) [12]; [24]; [51].
К другим отличиям человеческого капитала от иных форм капитала, и, в первую очередь, от физического капитала, относятся:
1) нематериальный характер;
2) невозможность проведения точного измерения величины данного капитала [12]; [23];
Однако, с целью теоретического изучения человеческого капитала и произведения его абстрактной оценки, он подразделяется на три уровня:
- уровень человеческого капитала индивида, или микроуровень;
- уровень человеческого капитала предприятия или группы предприятий, или мезоуровень;
- уровень национального человеческого капитала страны, или макроуровень;
- уровень мирового человеческого капитала, или мегауровень [23].
3) неподверженность материальному износу;
4) основа формирования: материальные и духовные затраты [12]; [23].
Важно отметить, что увеличение человеческого капитала
в обязательном порядке влечет за собой потери рабочего времени и, как следствие, в некоторых случаях – дохода, однако способствует росту производительности труда [23].
Степень использования человеческого капитала контролируется самим индивидом в зависимости от его мотивации, культуры и мировоззрения [12].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что особенности развития человеческого капитала (темпы, динамика и т.д.), а также степень его использования каждым конкретным человеком во многом обуславливаются особенностями развития духовной сферы общества у тех или иных народов и государств, поскольку именно эта сфера предопределяет мировоззрение и жизненные установки индивида [27].
Несмотря на различия, которые были обозначены ранее, следует отметить, что, к примеру, физический и человеческий капитал имеют определенные сходства, в частности, оба вида капитала:
1) являются факторами общественного воспроизводства;
2) способны накапливаться и приносить владельцу капитала доход или иной эффект, который может носить психологический, социальный, мировоззренческий характер [12].
Человеческий капитал можно охарактеризовать как особую форму капитала, которая в силу своих уникальных особенностей предусматривает необходимость непрерывного вложения средств в его развитие и долгое ожидание отдачи от средств, которые были инвестированы. Последнее происходит по причине того, что человеческий капитал невозможно изменить за короткое время. Формирование и накопление человеческого капитала – достаточно долгий и трудоемкий процесс, который, кроме всего прочего, обуславливается целым рядом факторов:
- природно-географическими условиями;
- культурными особенностями и менталитетом;
- уровнем социальной, экономической, политической и культурной сред;
- различными историческими условиями и т.д. [27].
Среди перечисленных выше факторов, которые оказывают влияние на процесс формирования человеческого капитала, особое положение занимают социальная и культурная среда. Это объясняется тем, что именно эти сферы являются базой формирования человеческого капитала. В ходе проведения исследования было отмечено, что на каком бы уровне развития и стадии не находилась экономическая система, если в государстве наблюдается низкий уровень интеллектуальной культуры и отсталый менталитет, то никакие объемы инвестирования в человеческий капитал не дадут тех результатов, которые ожидаются от подобных инвестиций.
В научной литературе существуют различные теоретические подходы
к определению понятия «человеческий капитал» [25].
Указанный термин был введен в научный оборот американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Теодором Шульцем, который интересовался трудным положением людей в слаборазвитых странах [12]; [22].
Ученый отмечал, что все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности [22].
Под «человеческим капиталом» Т. Шульц понимал только приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями. По оценке Т. Шульца, около 3/4 всего совокупного продукта, который производится в обществе, направляется на накопление человеческого капитала [25].
Таким образом, Т. Шульц является первым ученым-экономистом, который в качестве основного производственного фактора в экономике назвал человеческий капитал [25].
Далее идеи Т. Шульца получили развитие в работах Гэри Беккера, который смог аргументировано обосновать эффективность инвестиций в воспроизводство человеческого капитала. В своей основной работе «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» Г. Беккер определил человеческий капитал как совокупность врожденных способностей, приобретенных навыков, знаний и мотиваций, воплощенных в человеке, которые используются им для производства товаров и услуг и являются источниками дохода как самого человека, так и всего общества в целом [25].
Далее важно отметить вклад в развитие теории человеческого капитала со стороны американского экономиста, статистика, демографа и историка экономики, а также лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца. Его основной заслугой является то, что он определил взаимосвязь между ростом валового внутреннего продукта и уровнем накопленного национального человеческого капитала. Иными словами, С. Кузнец считал, что человеческий капитал – это первичный фактор роста валового внутреннего продукта [25].
Таким образом, приведенные выше теоретические подходы к трактовке понятия «человеческий капитал» подтверждают мнение о том, что человеческий капитал является важнейшим фактором экономического роста [22].
В 90-е гг. XX века вопросы и проблемы теории человеческого капитала стали исследоваться и отечественными учеными (С.А. Дятловым,
А.И. Добрыниным, И.А. Никитиным, В.И. Романчиным и др.) [16]; [25].
Из всех отечественных исследований важно отметить социокультурную концепцию исследования человеческого капитала, разработанную доктором социологических наук Г.И. Бондаренко. Суть данной концепции заключается в том, что она объясняет влияние социальных институтов на формирование, накопление, эффективное и рациональное использование человеческого капитала [25].