Введение
1 Общие понятия психологического группового консультирования
2. Базовые приемы группового консультирования в различных подходах
3 Алгоритм проведения терапевтической группы группового консультирования
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. В течение последних десятилетий наблюдается повышение интереса к групповым формам консультирования, поскольку групповая работа имеет много преимуществ перед индивидуальными, представляет много возможностей для улучшения эмоционального состояния людей, их психологического и физического здоровья и жизни в целом.
Групповая терапия — это современный и мощный инструмент саморазвития. На встречах человек понимает, что он не одинок в своей проблеме. У него появляется надежда на успешное разрешение ситуации, растет вера в себя и других людей, повышается самооценка.
Цель данной работы – рассмотреть групповое психологическое консультирование.
В связи с целью ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия психологического группового консультирования
2. Изучить базовые приемы группового консультирования в различных подходах
3 Проанализировать алгоритм проведения терапевтической группы группового консультирования
Объектом исследования является групповое психологическое консультирование.
Предмет исследования – алгоритм проведения группового психологического консультирования, ее плюсы и минусы.
-
Общие понятия психологического группового консультирования
Это тип психотерапии, когда один или два терапевта работают с несколькими клиентами одновременно. Обычно это группа от трех до 12 человек: так каждый может высказаться и получить внимание и поддержку.
Группы бывают разных видов — психообразовательные, тематические, терапевтические, группы поддержки.
Все группы проводятся в двух форматах — закрытом и открытом. К открытой группе могут в любое время присоединиться новые участники.
Такие группы могут быть с уклоном в психообразование, поддержку или самоисследование. В открытые группы часто приходят люди, которые хотят познакомиться с психологией, попробовать для себя такой формат развития или те, кто еще не готов прийти в личную терапию.
В закрытой группе все участники начинают работу в группе одновременно и присутствуют на каждой встрече. Ведущий выстраивает программу, и участники вместе работают в этом направлении — так запускается групповой процесс [4].
У каждого формата есть плюсы и минусы.
Когда новый участник присоединяется к открытой группе, ему потребуется время, чтобы адаптироваться к этому формату и привыкнуть к другим участникам. Зато это отличный способ познакомиться с психотерапией, узнать конкретного специалиста и понять, идти ли к нему в личную терапию. К закрытой группе присоединиться нельзя, но для участников такая работа оказывается инструментом жизненных изменений: привычная обстановка и знакомые люди помогают чувствовать себя в безопасности, глубже раскрываться, давать и получать поддержку.
В групповую и индивидуальную терапию можно приходить с похожими запросами — от неуверенности в себе, тревожности и низкой самооценки до работы с депрессией и расстройством пищевого поведения. Процессы терапии будут идти похожим образом, но есть и важные отличия.
Клиент видит разную реакцию на себя, свои слова, реакции и проявления. В личной работе с психологом человек видит только реакцию специалиста, которая обусловлена этическими нормами: принимать любые проявления клиента, быть эмпатичным, толерантным и так далее. Участники группы, в отличие от специалиста, не должны сдерживать свои эмоции и тоже имеют право проявляться. Например, если клиент много говорит о себе в личной терапии, это не проблема, но в группе другие участники могут его остановить и выразить негодование по поводу такого самолюбования. В такой обстановке клиент может столкнуться с реакциями других людей и научиться справляться с ними, а затем перенести этот новый опыт в реальную жизнь [2].м
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2012. – 840 с.
Буравцова Н.В. Психологическое консультирование и психотерапия семьи: подходы, приемы и техники Н.: БИ 2020. – 360 с.
Введение в детскую психологию, курс лекций, Баранова Э.А., 2006 – 176 с.
Возрастная психология: учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – М. : Логос, 2011. – с.
Геронтопсихология. Учебное пособие. Дорогина Ольга Ивановна, Токарская Людмила Валерьевна, Лебедева Юлия Владимировна ; Флинта, 2022 – 132 с.
Готовцева. Н. Г. Детская психология : учебное пособие / Н.Г. Готовцева ; Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании". - Киров: Изд-во МЦИТО, 2019
Дерябина, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие / Е. А. Дерябина, В. И. Фадеев, М. В. Фадеева. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 158 c. — ISBN 978-5-4486-0070-8. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/69317 (дата обращения: 26.12.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Дроздецкая И. А. Психология девиантного поведения: Учебно-методическое пособие – Т. : Томский государственный педагогический университет, 2018 – 108 с.
Кручинин, В.А .Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Кручинин, Н. Ф. Комарова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет". - Нижний Новгород : ННГАСУ, 2016. - 219 с.
Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Акад. проект, 2013. – 419
Психологическое консультирование детей и родителей. Учебное пособие / Под редакцией В. О. Аникиной. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2020
Реан А. А. Психология изучения личности : Учеб. пособие / Реан А. А. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.
Рождественская Н А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков Учебное пособие: . Издательство «Генезис», 2015. 88с.
Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.А.Серебрякова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 288 с
Фролова, С В. Консультативная психология: теория и практика [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности "Психология" / С. В. Фролова ; Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2011. – 159 с
Халанская В.А., Ситникова М.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2009. -222 с