Введение
Глава 1 Теоретическая часть представлений о величине предметов в повседневной жизни у детей дошкольного возраста
1.1 Особенности усвоения детьми дошкольного возраста величин предметов и их свойств
1.2 Методика освоения детьми среднего дошкольного возраста величин предметов
Глава 2 Практическая часть закрепления знаний о величине предметов в повседневной жизни, в изобразительной деятельности и по развитию речи у детей дошкольного возраста
Занятие 1. Закрепление знаний о величине во время занятия по развитию речи
Занятие 2. Закрепление знаний о величине предметов в изобразительной части.
Занятие 3. Закрепление знаний о величинах предметов в повседневной жизни.
Занятие 4. Закрепление знаний о величинах предметов во время прогулки.
Занятие 5. Закрепление знаний о массе предметов.
Занятие 6. Закрепление знаний о величине предметов в повседневной жизни.
Заключение
Список литературы:
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в условиях модернизации Российского дошкольного образования одной из приоритетных задач является всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста. Одной из важных сторон всестороннего развития личности является ее сенсорное развитие. Сенсорное развитие представляет собой основу для познания ребенка, для его дальнейшего успешного обучения, а также влияет на становление личности в целом. Одной из сторон сенсорного развития является изучение величин предметов, их размеров, свойств. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
В области педагогики данная проблема очень активно исследовалась такими педагогами, как Я.А. Каменский, О. Декроли, М. Монтессори, И. Песталоцци, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель. Они на практике создавали различные методы для того, чтобы ребенок знакомился с окружающим миром.
Цель нашей работы: выявление методики освоения детьми дошкольного возраста величин предметов и их свойств.
Задачи:
Дать определение понятию «величина», и «свойства предметов».
Раскрыть значение формирования представлений о величине и особенности ее восприятия дошкольниками.
Изучить методику освоения величин предметов детьми в дошкольном возрасте.
Составить занятия по закреплению знаний о величинах предмета в повседневной жизни ребенка.
Глава 1 Теоретическая часть представлений о величине предметов в повседневной жизни у детей дошкольного возраста
1.1 Особенности усвоения детьми дошкольного возраста величин предметов и их свойств
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных.
Начиная с 3-ого года жизни, у младших дошкольников создают сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине меж несколькими предметами [5]. Позже необходимо знакомить их с цветами, с вариациями геометрических фигур и с отношениями по величине, образующимися меж веществами ряда, состоящего из наибольшего числа предметов. Кроме всего прочего, необходимо обучать детей и исследовать различные предметы, самостоятельно группировать их по каким – либо признакам: например, по размеру или форме. В качестве особенной задачи выступает надобность развивать у дошкольников аналитическое восприятие: расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Выделение величины в качестве автономного признака предмета делается вероятным благодаря речи. Большой смысл имеет расстояние от предмета до малыша. Наилучшим считается расстояние в 1—1,5 м от воспринимающего до объекта. Величина считается сильным признаком (больших предметов всякий раз «больше»).
Абдуллаева Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Автореферат дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук. (13.00.02) / Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения. Акад. пед. наук СССР. - Москва : [б. и.], 2015. - 18 с.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций. - М.: Владос, 2015.
Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников. Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 2016.-144 с
Запорожец, A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. A.B. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: АПН РСФСР, 2016. – 30-56 с.
Никулина А.А. Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста. – Екатеринбург, 2017.
Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -2009. – №10. - С. 66–70
Фурман В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 52-59. — URL https://moluch.ru/archive/102/23403/ (дата обращения: 12.11.2020).
Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2014
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М., НПО «Модэк», 2009.