Ведение
Глава 1. Теоретические основы особенностей изучения звукописи в начальной школе
1.1 Основные понятия поэтической фонетики
1.2 Использование звукописи в произведениях детских писателей
1.3 Восприятие младшими школьниками художественного текста
Глава 2. Методические аспекты изучения звукописи в начальной школе
2.1 Разработка методической системы по изучению звукописи в начальной школе
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
При выборе лексических средств следует обратить внимание на фонетическую сторону, благозвучие речи. Возможности русского языка в этом отношении огромны. Многие писатели и деятели культуры заметили фонетическое богатство и музыкальность русского языка и обосновали свое утверждение многими соображениями. К особенностям фонетической структуры русского языка можно отнести: подвижность, гибкость ударения, благодаря чему создается богатый ритм в сочетании с интонационными средствами. Наличие множества слов (более четверти русского словарного запаса) с носовыми и плавными звуками (м, н, л), которые вносят музыкальность в речь; наличие твердого и мягкого вариантов большинства согласных, что придает речи различные звуки. Когда мы строим произведение на литературном чтении, каждый жанр вызывает у нас трудности. Однако с текстовыми произведениями работать сложнее всего.
Актуальность работы заключается в том, что в профессиональной методической литературе для начальных классов этот аспект мало учитывается и необходимо работать над разными типами языковой выразительности.
Работа над стихотворением содержит много аспектов: это восприятие технической стороны с ее нюансами (размерность, ритм стиха), смысловая нагрузка произведения и комплекс средств выражения.
В результате необходимо собрать все воедино, чтобы создать полную картину того, что сложлось в головах учащихся. Для этого нужны специальные приемы и инструменты. При изучении текстовых произведений нужно не только учить детей искать лексико-синтаксические средства выразительности и запоминать стихотворение, но и слышать его. Этого помогает нам достичь наблюдение звукописи в художественном тексте.
Цель – рассмотреть особенности изучения звукописи в начальной школе.
Объект - звукозапись в начальной школе.
Предмет - изучение звукописи в начальной школе.
Задачи –
Проанализировать теоретические основы особенностей изучения звукописи в начальной школе;
Разработать методику и занятия изучения звукописи в начальной школе;
Провести диагностику эффективности изучения звукописи в начальной школе;
По результатам проделанной работы сформулировать выводы.
Новая работа: в нашем исследовании мы предлагаем новые методы работы со звуковым письмом в классах литературного чтения в начальной школе и разрабатываем рекомендации по работе с этой методикой. Методы исследования: изучение научной, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ методического материала учителей данной тематики, педагогический эксперимент, наблюдение.
Глава 1. Теоретические основы особенностей изучения звукописи в начальной школе
1.1 Основные понятия поэтической фонетики
В обыденной речи звуки, как известно, не обладают семантическими значениями. Не обладают ими и регулярные звуковые повторы, намеренные или произвольные. Однако в речи художественной любой из звуковых повторов может подвергнуться семантизации, автор для достижения определённых целей может быть связать его с конкретной темой, смысловым мотивом. Подобные случаи нетривиального использования звуковых повторов в художественной речи, особенно стихотворной, составляют предмет фоносемантических исследований. В стиховедении фоносемантика оказывается крайне важной частьюфоники как учения о звуках поэтической речи. Эта частная область научного знания связует литературоведение и лингвистику, в пределах последней – фонетику и семантику, а кроме того – нередко помогает решать задачи, стоящие перед смежными гуманитарными дисциплинами, например, перед психологией.
Исследование фоносемантических характеристик текста – это изучение совокупности приёмов его фонетической организации в их возможной связи с его содержанием. Обнаруживаемые факты такой связи традиционно определяют какзвукопись[15].
В обыденной речи звуки используются произвольно, так как носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем, многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.
В поэме «Полтава» А.С.Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс–тр–ы, пр–е–кр–асен, гр–оза, др–ожит, в пр–ахе передают энергию и целеустремленность русского царя.