ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы компонентного состава исследовательских компетенций
1.1 Определение исследовательских компетенций
1.2 Компонентный состав исследовательских компетенций
Раздел 2. Современный компонентный состав исследовательских компетенций в медицинском образовании
2.1. Разновидности компонентного состава исследовательских компетенций в высшей школе медицины
2.2. Практическая часть. Анкетирование среди врачей-ординаторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
Актуальность. В современной системе высшего образования компетентностный подход занимает ключевую позицию и является основополагающим для проектирования и создания образовательных программ. Внедрение компетентностного подход в медицинское образование в России происходит на основании общих педагогических принципов и концепций. На сегодняшний день разработка компетентностного подхода в медицинских вузах является приоритетной задачей. Однако наблюдается нехватка отечественной научно-педагогической литературы, рассматривающей вопросы компетентностного подхода в медицинском образовании, поэтому на данном этапе мы в нашей работе будем опираться на существующие общепедагогические научные труды. Основной целью является рассмотрение ключевых понятий «компетенция» и «компетентность» в российской высшей школе и их применимости для медицинского образования.
Цель работы: изучить компонентный состав исследовательских компетенций обучающихся ординатуры медицинского вуза.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы
2. Изучить разновидности
3. Проанализировать анкетирование среди врачей-ординаторов.
Объект исследования – компонентный состав исследовательских компетенций в медицинском вузе.
Предмет исследования – компонентный состав исследовательских компетенций.
Методы: теоретический анализ исследуемой литературы, анкетирование.
Раздел 1. Теоретические основы компонентного состава исследовательских компетенций
1.1 Определение исследовательских компетенций
Компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.[1]
Авторы рассматривают исследовательскую компетентность с разных точек зрения:
- с точки зрения профессиональной деятельности это интегральная характеристика личности человека, проявляющаяся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту. Этой точки зрения придерживается большинство указанных авторов;
Чугайнова О. Г. определяет как комплекс качеств необходимых для выполнения функции субъекта исследовательской деятельности и рассматривается как единство когнитивного, ориентировочного, операционального компонентов и опыта, обеспечивающих способность решать исследовательские задачи, значимые в профессиональной деятельности
Шкерина Т. А. определяет как интегральную характеристику, определяющую способность к исследовательской деятельности, включающая знания основных компонентов этой деятельности и умения их реализовывать, устойчивое признание ее значимости для решения профессиональных исследовательских задач.
- с точки зрения учебного процесса это прежде всего интегрированный результат обучения, «совокупность знаний, умений, навыков» (Е. В. Лебедев), «специфическая форма существования знаний, умений, образованности в целом» (Ю. С. Димитрюк), «уровень образованности специалиста» (Л. Г. Смышляева).[2]
Андреева О. С., Селиванова О. А., Васильева И. В. Комплексная диагностика компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки // Образование и наука. 2019. - Т. 21. - № 1. - С. 37–58.
Антонова О.А. Проектная деятельность студентов в процессе воспитания положительной мотивации учебной деятельности. // Наука и практика: проблемы развития. - 2019 - №8. - С. 64-68
Баринова Н.В. Организация и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / Н.В. Баринова // Проблемы педагогики. — 2016.— № 12(23). — С. 60–63.
Бельская Н.П. Основы научного исследования. Учебное пособие - М.: Флинта, 2018. - 231 с.
Бондаренко Е. В. Научный потенциал студента ведущая тенденция в современном медицинском образовании / Е. В. Бондаренко, Л. Я. Хоронько // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 4.
Ефричева О. Ю., Мельник И. В., Михайлюкова В. С. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание // Актуальные исследования. 2021. - №14 (41). - С. 59-62.
Горина Н.Н., Кабанова Л.В. Организация проектной деятельности как способ активизации познавательной деятельности студентов / Информационные технологии в образовании // Издательство: ООО Издательский центр "Наука. 2018. - С. 96-100
Кутумова А.А., Кушнир Т.И. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки бакалавров профессионального обучения // Фундаментальные исследования. 2014. -№ 11-8. - С. 1803–1807.
Митрофанова К. А. Понятия компетенции и компетентности в высшем медицинском образовании России / К. А. Митрофанова // Научный диалог. — 2016. — .№ 1 (49). — С. 285— 297.
Семенова О.Л., Аржаник М . Б . Педагогические технологии формирования исследовательской компетентности будущих врачей // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании Вузовская педагогика: материалы конф / гл . ред . С . Ю . Никулина . Красноярск: Тип . КрасГМУ, 2016. - С. 271-274.
Шевцова М.М., Попова О.В. Исследовательские проектные компетенции студентов: особенности формирования в учебной и внеучебной деятельности // Педагогический журнал. 2021. - Т. 11. - № 6А. - С. 357-370.