ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Разработка новых методических приемов преподавания лирики
Глава 2. Изучение лирики М.Ю. Лермонтова на уроках литературного чтения
2.1 Изучение УМК по литературному чтению
2.2 Педагогический эксперимент на уроках литературного чтения
Заключение
Список литературы
Изучение произведений М.Ю. Лермонтова является важным субъектом изучения курса литературы в школе. Лирика М.Ю. Лермонтова раскрывает младшим школьникам сложный мир чувств писателя, его стремление к отзывчивости, учит ребят сопереживать Лирические строчки, принятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, добрее. Смысл лирики М.Ю. Лермонтова содержится в том, что с ее помощью появляются возможности достучаться до наиболее скрытых глубин внутреннего мира учащегося и оставить в нём незабываемый отпечаток. Как справедливо считает В.В. Кожинов, уступая рассказу в широте действия в мире, лирика М.Ю. Лермонтова превышает его по глубине попадания в духовную жизнедеятельность людей, которым она принадлежит [Кожинов, 2013].
Лирика - это единственный вид литературы, который человек может полностью и вполне «вобрать в себя, обратив лирическое произведение либо хотя бы его отрывки в неотъемлемую частичку собственного сознания» [Селеник, 2014].
В наше время, когда образованность и эмоциональная культура школьников рассматривается как значимая проблема, социальная значимость лирики увеличилась. Вот поэтому исследование лирического творчества М.Ю. Лермонтова имеет высокую значимость.
Исследование лирических произведений М.Ю. Лермонтова в школе требует от педагога огромного литературного такта и профессионализма, поскольку они отображают жизнь своеобразными, лишь им понятными средствами. Поэтому возможность привнести в текст лирического произведения способы и приёмы исследования любого лирического произведения приводит к обнищанию восприятия лирики. Лирика М.Ю. Лермонтова - средство духовного обогащения и высоконравственного обучения учащихся. Этим обосновывается актуальность темы выпускной бакалаврской работы.
Объект исследования: процесс изучения лирических произведений в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы изучения лирических произведений М.Ю. Лермонтова в начальной школе.
Цель выпускной работы - выявить наиболее эффективные приемы анализа лирических произведений М.Ю. Лермонтова в начальной школе и составить методические рекомендации для учителей младших классов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Изучить литературу по теме исследования,
• Рассмотреть, какие лирические произведения М.Ю. Лермонтова изучают в начальной школе,
• Изучить УМК по литературному чтению,
• Проанализировать результаты полученного эксперимента и дать рекомендации учителям по изучению лирических произведений М.Ю. Лермонтова в начальной школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; сравнение, обобщение, наблюдение, эксперимент.
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение лирики как рода литературы, изучение лирических произведений М. Ю. Лермонтова и определение эффективных методик для изучения лирических произведений в начальной школе, позволит результативно осуществлять обучение лирики писателя в младших классах.
Структура выпускной работы состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованных источников и 2 приложений.
Основное содержание работы. В первом разделе рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в процессе изучения лирики М.Ю. Лермонтова в начальной школе. Задача первого параграфа - выявить особенности лирики как литературного рода, которые следует учитывать при преподавании предмета литературное чтение. Огромный вклад в решение данной проблемы внесли такие ученые, как: С.П. Белокуров [2013], М.А. Рыбникова [1963], Д.Н.Ушакова [2012], Шагалов [2017], З.Я. Рез [1977], Л. Я. Гинзбург [2010], В.Г. Маранцман [1994], Л.Р. Тодоров [2013], Миропольская [2013] и др.
Оригинальность лирики как рода образной литературы заключается в том, что она выступает как некая модель,— между тем, что имеет значение, в произведении она индивидуальна и конкретна. Однако в отсутствии понимания этой общей содержательной формы. В отсутствии информации о родовых, видовых и специфических особенностей лирики не возможно правильно преподавать лирику в школе. Незнание особенностей лирики как рода художественной литературы может привести к неверному подходу в исследовании произведения, к неверной интерпретации смысла, вложенного стихотворцем в произведение.
Во втором параграфе мы проводим анализ лирических произведений М.Ю. Лермонтова, которые изучаются в начальных классах. Так, все произведения М.Ю. Лермонтова, подразделяют на три этапа:
1. Ранняя лирика - стихотворения, написанные в 1824 - 1832 годах.
2. Переход от юношеской лирики к зрелой - стихотворения,
написанные в 1833 - 1836 годах.
3. Зрелая лирика - стихотворения, написанные в 1837 - 1841 годах
В контексте школьной программы изучаются произведения из всех этапов. Авторы учебно-методических комплектов включают в их содержание наиболее популярные произведения поэта. Об этом пойдет речь в третьем параграфе.
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Разработка новых методических приемов преподавания лирики
Формирование филологической грамотности младшего школьника в процессе изучения лирики — одна из актуальных проблем сегодняшней методики начального литературного образования. Изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. Попытка перенести на анализ лирики методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога.
Каким образом ввести ребенка в мир лирического произведения, постичь идеи автора на эмоциональном уровне, воспринять систему духовных и эстетических ценностей, которая в максимально концентрированном виде содержится именно в лирическом произведении, и главное - получить эстетическое наслаждение от общения с книгой — все эти вопросы вот уже многие годы продолжают дискутироваться на страницах методических изданий. Важность их определяется тем, что именно в начальной школе закладываются основы читательской рецепции, формируется отношение к книге, которое станет базой для дальнейшего литературного образования, а также для духовного и интеллектуального роста личности ребенка.
Проблема изучения лирики в школе на протяжении нескольких веков волнует лучших теоретиков и практиков начального обучения, преподавателей литературы, авторов учебников и учебных пособий.