Введение
Глава 1. Теоретические аспекты кадрового менеджмента
1.1. Сущность кадрового менеджмента
1.2. Основные элементы кадрового менеджмента
1.3. Инструменты и технологии кадрового менеджмента
Глава 2. Кадровая политика предприятия как составная часть кадрового менеджмента
2.1. Кадровая политика, ее содержание и основные принципы
Заключение
Список использованной литературы
В последнее время все большее количество руководителей осознают важную роль персонала в хозяйствующих субъектах и приходят к выводу, что только целенаправленная и постоянная работа с персоналом может принести успех. Основная задача менеджмента - найти такие принципы и механизмы, которые позволят создать эффективную систему управления персоналом, ориентированную на взаимовыгодное стратегическое сотрудничество между самой организацией и ее сотрудниками.
Для построения эффективной системы управления персоналом необходимо учитывать большой объем информации о самом объекте управления - персонале. Специальным инструментом для получения такой информации является оценка персонала, которая позволяет определить индивидуальные характеристики сотрудников, их сильные и слабые стороны, мотивационные потребности и потенциальные возможности. В свою очередь, полученная информация позволяет обеспечить индивидуальный, более эффективный подход к принятию управленческих решений в отношении сотрудников.
В отличие от управления персоналом, управление персоналом было переориентировано с потребностей сотрудников на потребности самой организации в кадрах, а приоритеты управления персоналом определяются в первую очередь результатами функционального анализа существующих и планируемых рабочих мест, и не имеющимся человеческим потенциалом организации.
При этом управление персоналом основано на том, что происходит переориентация системы управления персоналом на индивидуальную работу с персоналом, то есть с доминирующих в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические. Другими словами, человеческие ресурсы по-прежнему доминируют.
Внимание к человеческим ресурсам возрастает, когда технические ресурсы исчерпываются или появляются новые факторы производства и социального развития. Всплеск интереса к проблемам управления персоналом в нашей стране совпал с началом деградации человеческих ресурсов и началом демонтажа государственной системы профориентации и трудоустройства.
Ученые все чаще говорят о деградации человеческих ресурсов. Это социальное явление включает как количественные, так и качественные параметры.
В течение последних пятнадцати лет государство пыталось решить проблемы качества человеческих ресурсов с помощью системы профориентации, но его постигла участь всех социальных сфер, финансируемых за счет остатков - образования, здравоохранения, науки. , культура.
Все это определило актуальность изучения проблемы управления персоналом на современном предприятии.
Цель настоящего исследования - на основе анализа эффективности организации управления персоналом предприятия определить пути ее улучшения и предоставить экономическое обоснование реализации мероприятий в кадровой практике.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы построения системы управления персоналом предприятия, определить основные функции управления персоналом;
- изучить взгляды специалистов на сущность и содержание управления персоналом с точки зрения его отличия от управления персоналом;
- выявить и рассмотреть основные элементы управления персоналом, характерные для современного предприятия;
- охарактеризовать основные технологии управления персоналом, характерные для данного направления управления;
Объект исследования - управление персоналом на современном предприятии. Предмет исследования - комплекс взаимосвязанных методов, инструментов и единиц управления, включенных в систему управления персоналом предприятия.
Теоретической основой для изучения данной курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных исследователей в области менеджмента, управления персоналом, экономики, подбора персонала и других. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на предприятиях не только деятельность по управлению персоналом организована бессистемно, но и этот процесс не имеет научно обоснованной методологии управления.
Глава 1. Теоретические аспекты кадрового менеджмента
1.1. Сущность кадрового менеджмента
В современной литературе нет четкого определения управления персоналом. Некоторые авторы считают управление персоналом новой парадигмой управления персоналом в современной организации с точки зрения ценности человеческих ресурсов, заменяя понятие «управление персоналом» понятием «управление кадровым потенциалом».
Другие авторы считают управление персоналом одним из элементов комплексных мероприятий по управлению персоналом организации с точки зрения формирования кадрового потенциала предприятия. Обе позиции схожи в том, что они оценивают сотрудников как главный актив предприятия, его основную ценность и предполагают использование связанных методов управления.
Второй подход кажется более правильным, поскольку управление персоналом предполагает наличие такой категории, как «персонал», и, соответственно, не отражает целостности содержания деятельности по управлению персоналом.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента[1].
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
[1] Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом: оценка эффективности. - М.:Экзамен, 2004, -С.51