Введение
1. Изучение проблемы задержки психологического развития.
2.Типы задержек психического развития.
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 14
Введение
1. Изучение проблемы задержки психологического развития.
2.Типы задержек психического развития.
Заключение
Список литературы
Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более молодая – психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
Специальная психология, в свою очередь, входит как важная составная часть в дефектологию – интегративную научную область, охватывающую проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушениями физического и умственного развития к труду и самостоятельной жизни в обществе. Дефектология включает в себя разные отрасли специальной педагогики, занимающиеся проблемами воспитания и обучения детей и взрослых всех тех категорий, изучение которых ведет специальная психология.
Специальная психология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.
Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии.
Задержка психического развития (ЗПР) – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. Дети с задержкой психического развития существовали всегда. Но почему за последние 10 лет не только все стали говорить про этих детей, но их вдруг как бы стало очень много?
Тут надо подумать над тем, когда вообще начинают обращать внимание на таких детей? Это происходит тогда, когда вводится обязательное всеобщее образование. В тех странах, где поднимается планка обязательного образования – всеобщее начальное, всеобщее среднее, всеобщее высшее – выясняется, что часть детей по существующим в стране педагогическим технологиям не может «взять» образовательный ценз. Им нужны либо другие какие-то программы, либо какие-то другие условия обучения и другие технологии.
Вторая причина, которая делает этих детей «видимыми», - это усложнение школьных программ. Мы сейчас живем в эпоху переструктурирования содержания общего образования, появления авторских курсов и вариантов образовательных программ. Для «наших» детей это создает дополнительные сложности, они все-таки учатся по адаптированным учебникам основного курса.
Кроме того, есть еще и социальная проблема. У нас всегда было два образовательных потока – обычное образование и специальное образование. Дети с задержкой психического развития либо учились в небольшом числе специальных школ, либо были интегрированы как специальный класс в общеобразовательную школу.
Но в начале 90-х годов возник новый поток, который с тех пор только расширяется. В него попадают социально благополучные дети. А они в силу плохой дошкольной подготовки, принадлежности к определенной социальной среде, на общем фоне выглядят как несостоятельные. Процент их достаточно высок, и если они на ранних этапах не получают адекватной психолого-педагогической поддержки, то могут никогда не овладеть школьной программой. Тем «норма» у нас сегодня приравнивается к одаренности. «Нормой» считают способность учиться в лицейских классах, в гимназических классах, в классах с углубленной программой. Но это же сверхнасыщенное обучение!
Винник, Марина Олеговна. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с.: ил. - (Школа развития). - Библиогр.: с. 152-153. - ISBN 978-5-222-11623-4.
Дунаева, Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З. М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва: Советский спорт, 2006. - 144 с. - ISBN 5-9718-0118-Х.
Мамайчук, Ирина Ивановна. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 224 с. - Библиогр.: c. 209-219. - ISBN 5-9268-0427-2.
Новикова, Г. Ф. Особенности проявления задержки психического развития различной этиологии / Г. Ф. Новикова // Специальная психология. - 2008. - N 1 (15). - С. 16-21.
Петрова В.Г., Белякова И.В., Психология умственно отсталых школьников. –М., «Академия», 2004
Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, псих коррекция: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 432 с. - Библиогр.: с. 430-431. - ISBN 5-9268-0215-6.
Специальная психология. под ред. Лубовского В.И., -М., «Академия», 2003
Хухлаева О.В., Основы психологического консультирования и психологической коррекции. –М., «Академия», 2001.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!