Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития детей с аутизмом
1.1 Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма
1.2 Современные аспекты реабилитации детей с аутизмом
Глава 2. Особенности медицинской, психо-, медико-социальной реабилитации и реабилитационного ухода за ребёнком с аутизмом
2.1 Психосоциальная реабилитация ребёнка с аутизмом
2.2 Медико-социальная реабилитация и реабилитационный уход за ребёнком с аутизмом
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования. Проблема развития и воспитания аутичного ребенка подготовила психологов и педагогов к пониманию того, что главным в его реабилитации должна стать лечебная организация всей его жизни. Основная работа при этом неминуемо ляжет на близких – семью или тех, кто ее заменяет, а помогать им должна целая команда профессионалов. К сожалению, пока в нашей стране это нереально, но, тем не менее, можно обозначить места всех специалистов – и тех, на кого можно рассчитывать уже сегодня, и тех, кого нам все еще так не хватает.
Аутизм - это не болезнь, а нарушение психического развития. Здоровый ребенок осваивает мир за счет собственного опыта, осознавая сигналы, которые поступают извне, и выстраивает систему связей с внешним миром. Особый ребенок обладает сверхчувствительностью, он получает массу информации, но его мозг не может адекватно на нее реагировать, потому что «неправильно» работают все сенсорные системы. Ребенок не в силах справиться с агрессивным потоком информации и пытается защититься от этого.
Выявить риск рождения аутичного ребенка, к сожалению, не существует. Нарушения в аутической сфере «предвидеть» невозможно.
МКБ-10 характеризует детский аутизм как общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и / или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трех лет, и аномальным функционированием во всех трех, сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что проблема развития и воспитания детей с ранним детским аутизмом (далее РДА) становится все более актуальной для современной системы образования и воспитания.
Необходимо отметить и еще один факт, что наблюдается увеличение детей с РДА, согласно различным данным, на 10000 рожденных детей, диагноз ставится от 10 до 12 детей. Все чаще говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге аутистических расстройств, который объединяет в себе и классические варианты аутизма, и более легкие аутистические нарушения.
Российские психологи создали комплексную программу медико-психолого-педагогической коррекции для детей с аутизмом, которая помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, изменять его мировосприятие, плюс – обучение, адаптация. Но все это – по большому счету, общие принципы. Для каждого ребенка должна разрабатываться индивидуальная программа коррекции.
Исследованием развития детей с РДА занимались такие ученые как: Аршатская О., Баенская Е. Р., Божович Л.И., Валитова И. Е. Выготский Л.A., Гилберг К., Гусева И. Е., Довбня С. В., Злобина А.С., Злобина А.С., Костин И. А., Лебединская К.С., Лебединский В.В., Мамайчук И.И., Мацнева Е.М., Мельникова С.В., Никольская О.С., Павлий Т.Н., Пилипенко А.В., Урунтаева Г.А., Феррои Л.М. и многие другие.
Объект исследования: развитие детей с РДА.
Предмет исследования: медицинская, психосоциальная, медико-социальная реабилитация и реабилитационный уход за ребёнком с аутизмом.
Цель курсовой работы: проанализировать специфику медицинской, психосоциальной, медико-социальной реабилитации и реабилитационного ухода за ребёнком с аутизмом.
Задачи:
выявить причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма;
изучить современные аспекты реабилитации детей с аутизмом;
показать особенности психосоциальной реабилитации ребёнка с аутизмом;
проанализировать специфику медико-социальной реабилитации и реабилитационного ухода за ребёнком с аутизмом.
Методы исследования: анализ психологической и медицинской литературы по теме исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития детей с аутизмом
1.1 Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма
Ранний детский аутизм – это расстройство психики, которое развивается у ребенка в возрасте от 3 месяцев до года. Синоним его – синдром Каннера. Будучи пропущенными, подобные особенности приводят к отставанию в речевом, интеллектуальном развитии. Дети с младенческого возраста воспринимают мир по-своему, склонны к социальной изоляции. Они не стремятся расширять круг знаний о мире, закрыты. Если синдром вовремя выявлен, не представлен тяжелой формой, а лечение проводится планомерно и профессионально, то к совершеннолетию аутисты интегрируются в общество. Ведут общепризнанный образ жизни, обзаводятся семьями, работают [23, с. 28].
Точно установить, из-за чего развивается аутическое расстройство личности, врачам непросто. В качестве ведущих, ученые считают факторы, оказывающие негативное влияние на формирующийся мозг плода. Впоследствии, негативное влияние на этапе формирования приводят к появлению такого отклонения [7, с. 32].
Главные причины развития раннего детского аутизма:
- Генетический фактор. Предрасположенность к аутизму передается от ближайших родственников по материнской, отцовской линии. Но так происходит только в 2-3% случаев. Для второго ребенка, эта вероятность выше.
- Вредная окружающая среда в раннем периоде беременности. Сюда относятся не только экология. Значение имеют употребление некачественных продуктов питания, отравления химические, медикаментозные.
- Гипоксия плода на поздних сроках и в процессе родов.
- Плохая экология при беременности риск аутизма
- Употребление мамой алкоголя, наркотиков в первом-втором триместрах беременности.
- Внутричерепные травмы при родах, в раннем младенческом возрасте [8, с. 37].
Существует миф о том, что отклонения аутического спектра вызывают препараты, применяемые при вакцинировании младенцев. Но ученые доказали несостоятельность этой теории. Механизм в том, что сама процедура вакцинации, введение препарата, служит стрессом. И если ребенок имеет предрасположенность к аутизму, то расстройство с большой вероятностью проявляется. Если на ребенка действовали сильные повреждающие факторы, имеется отягощенная наследственность, то появление симптомов в возрасте до года вполне вероятно [24, с. 66].
Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2016. - № 8. - С. 63-70
Аутизм у детей и подростков - опредение, клиника, диагностика [Электронный ресурс]. URL: https://meduniver.com/Medical/Psixology/autizm _u_detei_i_podrostkov.html MedUniver (дата обращения: 21.01.2021).
Баенская Е. Р. Нарушения аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма // Дефектология. – 2017. - № 4. – С. 11-19.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. -352 с.
Валитова И. Е. Психологическое сопровождение ребенка с детским аутизмом: анализ практического опыта // Психолог в дет. саду. – 2018. - № 2. – С. 105-114.
Выготский Л.A. Развитие высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 2016. - Т.З. -С.5-329.
Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 2017. – 124 с.
Гусева И. Е. История раннего развития аутичного ребенка: (1-й год жизни) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - №2. – С. 73-80.
Детский аутизм // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск, 2019. – С. 24-30.
Детский аутизм. Причины раннего синдрома аутизма у детей. [Электронный ресурс]. URL: https://newneuro.ru/detskij-autizm/ (дата обращения: 21.01.2021).
Довбня С. В. Дети с нарушениями аутистического спектра / С. В. Довбня, Т. Ю. Морозова // Нет «необучаемых» детей. – СПб., 2016. – С. 175-200.
Злобина А.С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом [Электронный ресурс] / А.С. Злобина. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihosotsialnoy-pomoschi-detyam-s-rannim-detskim-autizmom (дата обращения: 21.01.2021).
Костин И. А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. - № 1. – С. 54-60.
Лебединская К.С., Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. - 2016. – №2. – С. 13-22.
Лебединский В.В., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М., 2017. - 320 с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: «Речь», 2017. – 224 с.
Мацнева Е. М. Аутизм и натуропатия. Что нужно давать детям с аутизмом из натуропатических добавок. // Аутизм и нарушения развития. – 2018. - № 4. – С. 1-20.
Медицинская помощь и медицинская реабилитация при расстройствах спектра аутизма [Электронный ресурс]. URL: https://rosopeka.ru /articles/3041/87926/ (дата обращения: 21.01.2021).
Мельникова С. В. Психокоррекционная работа с ранним детским аутизмом // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2013. – № 1. – С. 38-44.
Никольская О. С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Дефектология. – 2017. - №1. – С. 12-26.
Павлий Т. Н. Актуальные вопросы создания службы комплексного сопровождения аутичного ребенка: (на примере истории и орг. в Хабаровске) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. - № 4. – С.49-55.
Пилипенко А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. / А. В. Пилипенко. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2018. – 45 с.
Психокоррекционные технологии [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-364574.html?page=8 (дата обращения: 21.01.2021).
Ранний детский аутизм: малыши в футляре [Электронный ресурс]. URL: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/rannij-detskij-autizm-malyishi-v-futlyare (дата обращения: 21.01.2021).
Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, ТВ. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 464 с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2015. – 196 с.
Феррои Л.М. Обучение особых детей общению / Феррои Л.М., Панюшева Т. Д. // Аутизм и нарушения развития. - 2011. – № 2. – С. 48-56.