Введение
Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников в современной парадигме образцов
Проблемы формирования учебной мотивации обучения на уровне начального общего образования в
Возрастные психологические особенности младших школьников
исследовательская деятельность как средство формирования учебной мотивации младших школьников
ориентированная деятельность по формированию учебной мотивации младших школьников посредством включения в
Заключение
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью повысить заинтересованность учеников начальной школы в их развитии. 1-4-е классы – самое трудное и значимое время для ребёнка, поскольку он только начинает осознанно адаптироваться в социуме. Учитывая ещё неустойчивую психику и постоянное желание развлекаться или же просто общаться, можно смело предположить: завлечь ребёнка к обучению это весьма не простая задача. От того, как сложится его отношение к учёбе за этот период, зависит его дальнейшая способность сосредотачиваться на обучении. Начальная школа это не только первый этап ученической «карьеры», но и психологически важный период, за который ученик выстраивает себе авторитет среди одноклассников и учителей, определяется со своими интересами, раскрывает в себе таланты, вырабатывает навык серьёзного отношения к делу. Именно поэтому необходимо подобрать для ребёнка особенную технологию обучения, благодаря которой учитель сможет не только максимально раскрыть потенциал ученика, но и смотивировать его на развитие в рамках учебной деятельности.
Целью данной работы является определение возможности метода учебной проектно-исследовательской деятельности в формировании учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – особенности процесса формирования учебной мотивации младших школьников в проектно-исследовательской деятельности.
Основные задачи:
Проблемы формирования учебной мотивации обучения на уровне начального общего образования в психолого-педагогической литературе.
Возрастные психологические особенности младших школьников.
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования учебной мотивации младших школьников.
Аналитическая работа практико-ориентированной деятельности по формированию учебной мотивации младших школьников посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.
Диагностика уровня сформированности учебной мотивации младших школьников.
Методические рекомендации учителям по формированию учебной мотивации младших школьников посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.
Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников в современной парадигме образцов
1.1 Проблемы формирования учебной мотивации обучения на уровне начального общего образования в психолого-педагогической литературе
Поскольку теоретические основы формируются на базе мотивации, стоит начать непосредственно с самого понятия «мотивация». Данный термин является одной из нелёгких проблем психологической и педагогической наук, так как вызывает сложность познания его сущности: в большинстве случаев мотивация рассматривается как проявление биологической сущности, то есть как внутренняя спонтанная, независимая от социальной среды детерминанта поведения. Однако в исследованиях отечественных учёных говорится о генезисе мотивации, который понимается с позиции социального подхода и отрицает абсолютизацию биологической сущности в ней, таким образом, утверждается её общественно-историческую природу. Соответственно, исходя из вышесказанного, можно считать, что при изучении «мотивации» следует использовать принцип детерминизма и при этом руководствоваться единством взаимностью биологического и социального при «…ведущей роли социальной среды в формировании психики человека» [5, с 48].
Итак, если обратиться к отечественной литературе за поиском определения мотивации, то можно найти разные, но в целом не противоречащие друг другу понятия. Например, С. Л. Рубинштейн считает, что мотивация это субъективная детерминация поведения человека миром, опосредованная процессом его отображения [1, с.370]. Он связывал концепцию мотивации с предметами и явлениями, побуждающие поведение человека и придающие ему определённое своеобразие. В. Н. Мясищев же считает, что мотивация это ни что иное, как критическая ситуация, когда личность наиболее полно раскрывается для срочного решения жизненно важных для неё задач [7, с 71]. В. Г. Асеев понимает мотивацию как основу любого побуждения, в которой заложено диалектическое противоречие между объективно значимым для человека и в то же время имеющим субъективную значимость и наличной действительностью, то есть как детерминацию в целом. При этом включает в себя мотивация все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки и т.д. [2, с. 7]. Говоря о мотиве, стоит отметить, что Э. А. Непомнящая (ориентируясь на труды Л. И. Божович) как раз и считает – мотивация это целая система мотивов, которая образована на базе более развитого, структурообразующего мотива.
А теперь сопоставим мотивацию и мотив между собой и убедимся: это разные понятия. Например, И. А. Джидарьян рассматривает мотивацию как сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяющий направление конкретной деятельности. Соответственно, цель деятельности и средства её достижения осуществляются через целесообразность и осмысленность действий. А мотив – психологический фон, на котором разворачивается процесс мотивации поведения в целом [3, с. 148-149]. И вместе при помощи мотивов и эмоций создаётся и проявляется психологическая окраска того или иного поведения, деятельности [4, с. 37].