Курсовая работа|Литература

Метод проектных задач как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках литературного чтения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 42

Введение

Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников в современной парадигме образцов

Проблемы формирования учебной мотивации обучения на уровне начального общего образования в

Возрастные психологические особенности младших школьников

исследовательская деятельность как средство формирования учебной мотивации младших школьников

ориентированная деятельность по формированию учебной мотивации младших школьников посредством включения в

Заключение

 

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью повысить заинтересованность учеников начальной школы в их развитии. 1-4-е классы – самое трудное и значимое время для ребёнка, поскольку он только начинает осознанно адаптироваться в социуме. Учитывая ещё неустойчивую психику и постоянное желание развлекаться или же просто общаться, можно смело предположить: завлечь ребёнка к обучению это весьма не простая задача. От того, как сложится его отношение к учёбе за этот период, зависит его дальнейшая способность сосредотачиваться на обучении. Начальная школа это не только первый этап ученической «карьеры», но и психологически важный период, за который ученик выстраивает себе авторитет среди одноклассников и учителей, определяется со своими интересами, раскрывает в себе таланты, вырабатывает навык серьёзного отношения к делу. Именно поэтому необходимо подобрать для ребёнка особенную технологию обучения, благодаря которой учитель сможет не только максимально раскрыть потенциал ученика, но и смотивировать его на развитие в рамках учебной деятельности.

Целью данной работы является определение возможности метода учебной проектно-исследовательской деятельности в формировании учебной мотивации младших школьников.

Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.

Предмет исследования – особенности процесса формирования учебной мотивации младших школьников в проектно-исследовательской деятельности.

Основные задачи:

Проблемы формирования учебной мотивации обучения на уровне начального общего образования в психолого-педагогической литературе.

Возрастные психологические особенности младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования учебной мотивации младших школьников.

Аналитическая работа практико-ориентированной деятельности по формированию учебной мотивации младших школьников посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.

Диагностика уровня сформированности учебной мотивации младших школьников.

Методические рекомендации учителям по формированию учебной мотивации младших школьников посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников в современной парадигме образцов

1.1 Проблемы формирования учебной мотивации обучения на уровне начального общего образования в психолого-педагогической литературе

Поскольку теоретические основы формируются на базе мотивации, стоит начать непосредственно с самого понятия «мотивация». Данный термин является одной из нелёгких проблем психологической и педагогической наук, так как вызывает сложность познания его сущности: в большинстве случаев мотивация рассматривается как проявление биологической сущности, то есть как внутренняя спонтанная, независимая от социальной среды детерминанта поведения. Однако в исследованиях отечественных учёных говорится о генезисе мотивации, который понимается с позиции социального подхода и отрицает абсолютизацию биологической сущности в ней, таким образом, утверждается её общественно-историческую природу. Соответственно, исходя из вышесказанного, можно считать, что при изучении «мотивации» следует использовать принцип детерминизма и при этом руководствоваться единством взаимностью биологического и социального при «…ведущей роли социальной среды в формировании психики человека» [5, с 48].

Итак, если обратиться к отечественной литературе за поиском определения мотивации, то можно найти разные, но в целом не противоречащие друг другу понятия. Например, С. Л. Рубинштейн считает, что мотивация это субъективная детерминация поведения человека миром, опосредованная процессом его отображения [1, с.370]. Он связывал концепцию мотивации с предметами и явлениями, побуждающие поведение человека и придающие ему определённое своеобразие. В. Н. Мясищев же считает, что мотивация это ни что иное, как критическая ситуация, когда личность наиболее полно раскрывается для срочного решения жизненно важных для неё задач [7, с 71]. В. Г. Асеев понимает мотивацию как основу любого побуждения, в которой заложено диалектическое противоречие между объективно значимым для человека и в то же время имеющим субъективную значимость и наличной действительностью, то есть как детерминацию в целом. При этом включает в себя мотивация все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки и т.д. [2, с. 7]. Говоря о мотиве, стоит отметить, что Э. А. Непомнящая (ориентируясь на труды Л. И. Божович) как раз и считает – мотивация это целая система мотивов, которая образована на базе более развитого, структурообразующего мотива.

А теперь сопоставим мотивацию и мотив между собой и убедимся: это разные понятия. Например, И. А. Джидарьян рассматривает мотивацию как сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяющий направление конкретной деятельности. Соответственно, цель деятельности и средства её достижения осуществляются через целесообразность и осмысленность действий. А мотив – психологический фон, на котором разворачивается процесс мотивации поведения в целом [3, с. 148-149]. И вместе при помощи мотивов и эмоций создаётся и проявляется психологическая окраска того или иного поведения, деятельности [4, с. 37].

 

  1. – Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Методические и теоретические проблемы психологии. – 1969. – С. 348-374.
  2. – Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва: Мысль, 1976. – 158 с.
  3. – Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. –1974. – С. 145-169.
  4. – Мешков, Н.И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19. – № 1. – С. 37-43.
  5. – Шорохова, Е. В. Принцип детерминизма в психологии / Е. В. Шорохова // Методические и теоретические проблемы психологии. – 1969. – С. 9-56.
  6. – Дубинин, Н. П. Социальное и биологическое в развитии человека / Н. П. Дубинин // Соотношение биологического и социального: межвуз. сб. науч. тр. – Пермь, 1981. – С. 3-13.
  7. – Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 426 с..
  8. – Жаворонкова, Ю. М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Ю. М. Жаворонкова, И. А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – №3 (7). – С. 18-23.
  9. – Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - Москва: Просвещение. 2003. - 192 с.
  10. – Ляйдис, В. Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляйдис. - Москва: Изд-во УРАО. - 128 с.
  11. – Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - Москва: Педагогика, 1984. - 144 с.
  12. – Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. - Москва: Просвещение, 1988. - 175 с.
  13. – Божович, М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / М.И. Божович. - Москва: Педагогика, 1976. - 352 с.
  14. – Моисеева, Я. П. Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников / Я.П. Моисеева [сайт] - URL:https://solncesvet.ru/формирование-мотивации-учебной-деят/ (дата обращения: 05.11.2020).
  15. – Рожков, Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых / Е.М. Рожков // Современная наука. - 2014. - № 3. - С. 31 - 34.
  16. – Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18-22.
  17. – Землянская, Е. Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 251 с. — (Профессиональное образование). — Текст: непосредственный.
  18. – Мусс, Г. Н., Шарычёва, М. Э. Теория, методика и практика обучения младшего школьника / Г. Н. Мусс, М. Э. Шарычёва. – Оренбург: Учебно-методическое пособие, 2018. – С.
  19. – Водяха, Ю. Е., Водяха, С. А. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  20. – Александрова, С. С. Психологические особенности младшего школьника: статья.
  21. – Абрамова, Г. С. Возрастная психология. – М.-Екатеринбург, 2000.
  22. – Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / М.: ИНТОР, 1996.
  23. – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 // СПС Гарант [сайт] - URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 10.10.2020).
  24. – Ахметжанова, Г.В. Методические основы изучения математики в начальной школе (в схемах): учебное пособие / Г.В. Ахметжанова. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 54 с.
  25. – Ахметзянова, Н.В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: методическое пособие / Н.В. Ахметзянова. – Казань: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный Университет», 2012. – 91 с.
  26. – Алушкина, Л.Г. Развитие мотивации обучающихся через проектную деятельность / Л.Г. Алушкина // 1 сентября [сайт] – URL: https://urok.1sept.ru/articles/645656 (дата обращения 20.11.2020).
  27. – Бабаева, Е. С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников / Е.С. Бабаева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – С. 92 – 97.
  28. – Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва: Мысль, 1976. – 158 с.
  29. – Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  30. – http://psylist.net/praktikum/00173.htm.
  31. – Малышев И. Г., Мичасова М. А. Практико-ориентированные задания в школьном курсе математики : учебно-методическое пособие / И. Г. Малышев, М. А. Мичасова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2018 —59 с.
  32. – https://nsportal.ru/konkursy-olimpiady-viktoriny-dlya-mladshikh-shkolnikov
  33. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2015 – 496 с.

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское