Введение
Глава 1. Особенности бега на короткие дистанции, как соревновательная дисциплина в легкой атлетике
1.1 Особенности бега 60 м на коротких дистанциях в легкой атлетике
1.2 Особенности бега 100 м в соревновательной деятельности легкой атлетике
1.3 Особенности соревнований в беге на коротких дистанциях
Глава 2. Методические особенности обучения бега на короткие дистанции
2.1 Средства и методы обучения бегу на 60 м в общеобразовательной школе
2.2 Средства и методы бегу на 100 м в общеобразовательной школе
Заключение
Список литературы
Актуальность проблемы обучения бегу на короткие дистанции в общеобразовательной школе заключается в том, что одно из важнейших мест в физическом воспитании обучающихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия: прыжки в длину и в высоту с разбега, а также метания. Поэтому, в первую очередь необходимо решать задачи обучения школьников технике бега.
Бег на короткие дистанции или спринт подразумевает преодоление отрезков до 400 метров. Среди классических олимпийских дистанций выделяют 100, 200, 400 метров в одиночных соревнованиях и 4×100, 4×400 в эстафетном беге. Показывать хороший результат позволяет высокий уровень развития скоростной выносливости. Этот вид бега признается самым зрелищным среди легкоатлетических дисциплин.
В настоящее время вопрос о преимуществах одних тренировочных средств над другими, особенно на начальных этапах, решен не до конца. Одни специалисты (В.Г. Никитушкин, В.Г. Алабин, А.С. Горлов), отдают предпочтение беговым и прыжковым упражнениям. Другие (Т.П. Юшкевич, А.В. Скляров, Р.В. Жордочко) склоняются к работе на тренировочных устройствах, воздействующих только на силовые и скоростно-силовые группы мышц. По моему мнению, при подборе специальных упражнений и совершенствовании техники бега на короткие дистанции необходимо в первую очередь уделять внимание индивидуальным особенностям телосложения бегуна.
Самым распространенным способом преодоления спринтерских дистанций является низкий старт, который позволяет двигаться на пределе своих возможностей, на коротком отрезке дистанции. Для обеспечения удобства и прочной опоры ног на старте в спринте применяются специальные стартовые колодки. Существует несколько разновидностей техники низкого старта: обычный, узкий, сближенный и растянутый. Их отличительной особенностью являются расстановка стартовых колодок. Спринтерская техника зависит от многих факторов. Можно выделить такие как: положение рук и ног, сила отталкивания при стартовании, умение финишировать и скорость бега.
Обучение любому двигательному действию проходит ряд этапов и подчинено основным педагогическим принципам. В настоящее время существует несколько известных методик, но для детального рассмотрения остановимся на традиционной методике. Она основана на обучении по частям, начиная с простейшего движения с постепенным переходом к более сложному. Традиционная методика обучения технике бега на короткие дистанции имеет два направления: обучение отдельными фазам и целостное обучение двигательному действию.
Цель курсовой работы: изучить методику обучения бегу на короткие дистанции в общеобразовательной школе.
Задачи:
рассмотреть особенности бега на короткие дистанции в легкой атлетике;
изучить средства и методы обучения бегу на 60м;
изучить средства и методы обучения бегу на 100м в общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс физического воспитания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические особенности бегу на короткие дистанции.
В отечественной науке и практике данной проблеме уделяли внимание: Аванесов В. У., Анисимова Е.А., Бальсевич, В.К., Ворон А.В., Горбунов А.Ю., Гужаловский А.А., Кунилова К.Н., Курамшин, Ю.Ф., Лях, В.И. Маркин, М.О., Матвеев, Л.П., Назаренко Л.Д., Осипов Ю.О., Холодов, Ж.К. и другие.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Особенности бега на короткие дистанции, как соревновательная дисциплина в легкой атлетике
1.1 Особенности бега 60 м на коротких дистанциях в легкой атлетике
Бег на 60 метров является одной из дисциплин в легкой атлетике, которая относится к спринтерскому бегу. Входит в список обязательных нормативов во всех учреждениях образования: школы, колледжи, ВУЗы, военные академии и т.д. Также дистанция входит в программы Чемпионатов Европы и мира и регламентируется ИААФ. При этом дистанция не входит в программу Олимпийских игр [2].
Существуют специально разработанные нормативы для оценки скоростных способностей учащихся (см. табл. 1). Они учитывают возраст и гендерную принадлежность, а также особенности физиологического развития организма.
Таблица 1 – Нормативы для оценки скоростных способностей учащихся
Нормативы в беге на 60 метров для учеников 4-11 класса
|
Мальчики
|
Девочки
|
5
|
4
|
3
|
5
|
4
|
3
|
4 класс
|
10,6
|
11,2
|
11,8
|
10,8
|
11,4
|
12,2
|
5 класс
|
10,0
|
10,6
|
11,2
|
10,4
|
10,8
|
11,4
|
6 класс
|
9,8
|
10,2
|
11,1
|
10,0
|
10,7
|
11,3
|
7 класс
|
9,4
|
10,0
|
10,8
|
9,8
|
10,4
|
11,2
|
8 класс
|
9,0
|
9,7
|
10,5
|
9,7
|
10,4
|
10,8
|
9 класс
|
8,5
|
9,2
|
10,0
|
9,4
|
10,0
|
10,5
|
10 класс
|
8,2
|
8,6
|
9,0
|
9,7
|
10,0
|
10,4
|
11 класс
|
8,2
|
8,4
|
8,8
|
9,6
|
10,0
|
10,4
|
Обращаясь к таблице стоит учитывать, что со временем нормативы могут изменяться. Обычно изменение происходит в сторону усложнения. Узнать актуальные требования к оценке можно у преподавателя физической культуры и здоровья [4].
Также существуют разрядные нормативы для спортсменов, которые занимаются спортом на регулярной основе. Требования к получению разряда заметно выше, чем высшая оценка в учебном заведении (см. табл. 2).
Таблица 2 – Разрядные нормативы для спортсменов
Разряды
|
МСМК
|
МС
|
КМС
|
Взрослые разряды
|
Юношеские разряды
|
|
|
|
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
Мужчины
|
6,70
|
6,84
|
7,04
|
7,34
|
7,64
|
8,04
|
8,44
|
8,94
|
9,54
|
Женщины
|
7,30
|
7,50
|
7,84
|
8,24
|
8,64
|
9,14
|
9,64
|
10,14
|
10,74
|
В технике бега на короткие дистанции различают 4 этапа: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.
Аванесов, В. У. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге на короткие дистанции / В. У. Аванесов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 12. - С. 38-41.
Анисимова, Е.А. Совершенствование техники бега на короткие дистанции / Е.А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - №1. - С. 14-19.
Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич - Москва: Физкультура и спорта, 2018. - 208 с.
Бег на 60 метров - нормативы, рекорды и техника [Электронный ресурс]. - URL: https://beguza.ru/beg-na-60-metrov/ (дата обращения: 26.12.2023).
Бег на 100 метров: техника, нормативы и рекорды [Электронный ресурс]. - URL: https://beguza.ru/beg-na-100-metrov/ (дата обращения: 26.12.2023).
Вайнбаум, Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников / Я.С. Вайнбаум - Москва: Просвещение, 2019. - 64 с.
Ворон А.В. Обучение технике бега на короткие дистанции, эстафетного бега и метания гранаты на уроке легкой атлетики в общеобразовательной школе // «Науки об образовании» [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-tehnike-bega-na-korotkie-distantsii-estafetnogo-bega-i-metaniya-granaty-na-uroke-legkoy-atletiki-v-obscheobrazovatelnoy (дата обращения: 26.12.2023).
Выдрин, В.М. Теория и методика физической культуры / В.М. Выдрин - Санкт Петербург: ГДОИФК, 2018. - 45 с.
Горбунов, А.Ю. Формирование физической культуры младшего школьника в образовательном процессе / А.Ю. Горбунов - Челябинск: Урал ГУФК, 2020. -26с.
Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский - Минск: Нар. Асвета, 2018. - 88 с.
Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2019. - 83 с.
Еркомайшвили, И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2019. - 118с.
Кунилова К. Н. Бег на короткие дистанции [Электронный ресурс]. - URL: https://spravochnick.ru/fizicheskaya_kultura/beg_na_korotkie_distancii/ (дата обращения: 26.12.2023).
Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин - Москва: Советский спорт, 2017. - 463 с.
Лях, В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития физических качеств / В.И. Лях - Москва: Терра спорт, 2020. - 192 с.
Лях, В.И. Программа общеобразовательных учебных заведений для учащихся 1-11 комплексная программа физического воспитания / В.И. Лях, А.А. Зданевич - Москва: Просвещение, 2020. - 127 с.
Маркин, М. О. Теоретические основы спортивной тренировки легкоатлета: учебно-методическое пособие / М. О. Маркин, Л. И. Костюнина. - Ульяновск: УлГПУ. - 2019. - 35с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев - Москва: ФиС, 2020. - 543 с.
Назаренко Л.Д., Маркин М.О., Егорова А.А., Романова Ю.Д. Особенности совершенствования техники бега на короткие дистанции // «Науки о здоровье» [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovershenstvovaniya-tehniki-bega-na-korotkie-distantsii (дата обращения: 26.12.2023).
Осипов, Ю.О. Методические подходы повышения физической подготовленности младших школьников на уроках физической культуры / Ю.О. Осипов - Малаховка: МГАФК, 2019. - 28 с.
Сиротин, О.С. Методология и теория спортивных способностей / О.С. Сиротин - Москва: Теория и практика физической культуры № 4, 2019. - 60 с.
Техника и методика обучения бегу, Бег на 60 метров [Электронный ресурс]. - URL: https://bstudy.net/958376/sport/tehnika_metodika_obucheniya_begu (дата обращения: 26.12.2023).
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - Москва: Академия, 2019. - 167 с.