Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы интеграции в обучении школьников литературе
1.1. Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения
1.2. Сущность и особенности интегрированного обучения школьников на уроках литературы
Глава 2. Методические аспекты к проведению интегрированных уроков литературы в современной школе
2.1. Технологии и структура интегрированных уроков
2.2. Специфика организации и проведения интегрированных уроков литературы в 7–9 классах
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Проблема интеграции преподавания и воспитания в классе жизненно важна и актуальна как для теории, так и для практики.
Актуальность диктуется новыми социальными требованиями к обучению и изменениями в науке и образовании. Современная система образования призвана воспитать высокообразованного, интеллектуально мотивированного человека, способного интерпретировать мир так, как он представлен, с пониманием связей между явлениями и процессами, которые глубоко раскрывает это представление. Отсутствие интеграции предмета становится причиной фрагментарного взгляда выпускника на мир, в то время как современные тенденции к экономической, политической, культурной и информационной интеграции преобладают. Следовательно, самостоятельность предметов и их слабая связь друг с другом вызывают серьезные проблемы в способности учащихся формировать целостную картину мира, мешают органичному восприятию культуры. Интеграция, по нашему мнению, относится к числу дидактических принципов, и не будет преувеличением сказать, что она является первым среди равных. Совместно уроки помогут сформировать у детей целостную картину мира, понять взаимосвязь между природой, обществом и общими глобальными явлениями. Важно отметить, что слабо развитые интеграционные связи между основными предметами оказались противоречивыми, и учёные испытывают значительные трудности с пониманием сути этих связей. Педагоги, в отсутствие четкой системы методических рекомендаций по этому поводу, вынуждены решать данную проблему на эмпирическом уровне.
Цель каждого учителя – вырастить любознательного ученика, способного мыслить самостоятельно, задавать вопросы и находить ответы, ставить проблемы и искать решения.
Проектирование учебного процесса по новым технологиям требует от современного учителя совершенствования своей практики в поисках новых ценностных приоритетов, целей и содержания, форм и методов осуществления обучающимися учебной работы.
Нетрадиционное, так называемое нестандартное образование играет большую роль в современном учебном процессе. Нестандартные уроки – одно из самых важных занятий, потому что… Они создают устойчивый интерес к обучению учащихся, снимают стресс, помогают развивать навыки обучения, оказывают эмоциональное воздействие на детей и, к счастью, сильнее, больше развивают. внутренние знания. К особенностям нестандартных уроков относится готовность учителей по-разному исследовать студенческую жизнь: пробуждать интерес к познавательному общению, к преподаванию, на уроке; удовлетворение интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и других потребностей развития ребенка. Подобная учебная практика характерна и для попыток учителей выйти за рамки шаблона при построении методической структуры обучения. И это их хорошая сторона.
Теоретические вклады ведущих педагогов, психологов и ученых в исследование включают: В.А. Доманский, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконина, В.В. и так далее. Давыдова и В.С. Библера, Б.М. Неменский, Л.П. Щербиный, В. Н. Максимова.В работах Зинченко, И. Коложвари интеграция рассматривается как соединение целого разрозненных частей, элементов или восстановление утраченной связи, что представляет собой основные отличия любой модели интеграции - системность, сложность, целостность, синтез. Текущие университетские программы включают в себя классные и внеклассные возможности изучения многих произведений искусства на исторические темы. А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец», Н.М. Биографические повести Карамзина, несколько шедевров Пушкина («Полтава», «Медный витязь», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»), Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», произведения в исторических жанрах, А.К. Толстой, Романы-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», «Петр Великий» А.Н. Толстой и другие (хотя и по-разному) включены и включены в существующие школьные программы по литературе.
Объект исследования – проведение интегрированного урока литературы.
Предмет исследования - методика проведения интегрированного урока литературы в 7–9 классах.
Цель исследования – проанализировать методику проведения интегрированного урока литературы в 7–9 классах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические подходы к интеграции обучения.
2. Определить сущность и особенности интегрированного обучения школьников на уроках литературы.
3. Изучить технологии и структура интегрированных уроков.
4. Проанализировать специфика организации и проведения интегрированных уроков литературы в 7–9 классах.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Научно-теоретические основы интеграции в обучении школьников литературе
1.1. Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения
Традиционная система образования имеет дело с различными учебными дисциплинами, которые по содержанию и методологии противоречат друг другу; организующим принципом является субъектоцентризм - функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Независимость предмета и его слабость друг от друга приводит к серьезным проблемам в формировании целостной картины мира у учащихся. Отсутствие интеграции предметов стало причиной фрагментарности мировоззрения выпускников школ, при этом на первый план выходят современные тенденции к экономической, политической, культурной и информационной интеграции.
С этим развитием современного образования связаны проблемы предметоцентризма и интеграции. Интеграция предметов в современном классе является частью активного поиска новых педагогических решений, которые улучшают ресурсы на местах, раскрывают творческий потенциал учителей и отдельных учителей и, таким образом, более эффективно и творчески мотивируют учащихся.
Интеграция – педагогическое явление с давней историей. Во-первых, многие предметы в классе уже давно интегрированы. Зачастую это взаимодействие на внутрипредметном уровне: школьное литературное образование всегда представляло собой сочетание литературоведения, практического опыта чтения и письма, то есть явлений разного порядка, тесно связанных между собой целью.
То же самое касается курса музыки, изобразительного искусства и МХК, но с другим соотношением вышеперечисленных компонентов. В процессе слияния появился собственный курс по географии, биологии, физике, математике и другим предметам, поэтому школе не пришлось слишком сильно менять направления, тем более что нынешний процесс слияния стал прекрасным временем для установления межпредметных связей, он обеспечил школа с новым взглядом на взаимосвязь между предметами, взаимосвязь между содержанием курса.