Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПЛАВАНИИ
1.1 Выносливость и ее виды
1.2 Средства и методы развития выносливости
1.3 Развитие скоростной выносливости в плавании
1.4 Возрастные особенности пловцов 14-15 лет
1.5 Анализ существующих методик развития скоростной выносливости в плавании
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Содержание и этапы экспериментальной методики
Заключение
Список использованных источников
В современном плавании очень высокий спортивный уровень, а также большая конкуренция на международных соревнованиях среди одаренных пловцов из многих стран мира. За последние годы наблюдался постоянный прогресс в результатах, и появление новых рекордов предъявляет высокие требования к подготовке пловцов с раннего возраста.Современное плавание характеризуется наличием юных пловцов в национальных сборных всех уровней – от сборных городов и регионов до основного состава сборной России. Рейтинг лучших российских спортсменов на сайте WWF подтверждает их успехи. В последние годы уровень подготовки воспитанников спортивных групп, специализирующихся на плавании, значительно повысился. Сегодня юные пловцы уже в возрасте 14-15 лет выступают на "взрослых" чемпионатах и первенствах России, входят в состав сборных команд Российской Федерации, добиваясь при этом высоких спортивных результатов и выполняя нормативы кандидата в мастера спорта и мастерицы спорта по плаванию.
Мировые достижения в плавании настолько велики, что без систематических тренировок с юных лет нельзя рассчитывать на высокие показатели спортсмена во взрослой жизни. Подготовка юных пловцов - одна из главных задач подготовки спортивного резерва и повышения престижа плавания как вида спорта в стране. Вопросы подготовки пловцов в настоящее время актуальны при построении спортивной подготовки и всего тренировочного процесса. Дальнейший рост спортивных результатов во многом зависит от рационального решения тренировочных вопросов в юном возрасте, процесса освоения технических навыков и уровня развития специальных физических качеств.
Характерной чертой современного плавания является постоянное усложнение техники движений спортивными приемами. Спортивный результат в плавании определяется уровнем развития наиболее значимых физических качеств пловцов в сензитивный период их развития, а именно: технической, скоростной, силовой и функциональной подготовленности. Все это предъявляет особые требования к планированию и рациональному построению тренировок по плаванию.
Качественное управление подготовкой спортсменов предполагает наличие моделей тренировочной работы, отражающих величину и соотношение ее основных компонентов в различных структурных образованиях тренировочного процесса на конкретных этапах формирования спортивного мастерства. Многоцелевая направленность обучения плаванию требует наличия оптимальной комбинации и рациональной последовательности тренировочных средств, используемых в этих моделях [14].
В методике развития специальной выносливости юных пловцов немаловажное значение имеет продолжительность интервалов отдыха между отдельными повторениями упражнений. Специалисты в области плавания Д. Каунсилмен [16], С. М. Гордон [9], С. М. Вайцеховский [5] и др., рекомендуют использовать при развитии специальной выносливости у пловца постоянные интервалы отдыха.
Поэтому в настоящее время актуальной является проблема использования в интервальной тренировке различных по продолжительности периодов отдыха на развитие специальной выносливости.
Объект исследования: тренировочный процесс пловцов в возрасте 14-15 лет.
Предметом исследования является методика развития скоростной выносливости пловцов в возрасте 14-15 лет.
Цель исследования: повысить уровень развития скоростной выносливости пловцов в возрасте 14-15 лет.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Создать комплекс физических упражнений, направленных на развитие скоростной выносливости пловцов в возрасте 14-15 лет;
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленных на развитие скоростной выносливости пловцов в возрасте 14-15 лет.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Гипотеза. В основу гипотезы исследования было положено предположение о том, что восстановление ЧСС до 120 -130 уд /мин. между отдельными повторениями упражнений позволит повысить уровень специальной выносливости у пловцов 14-15 лет.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПЛАВАНИИ
1.1 Выносливость и ее виды
Выносливость - это физиологическая способность (качество) человека, выражающаяся в способности противостоять физическому переутомлению в процессе мышечной деятельности. Эта способность занимает важное место в оптимизации жизнедеятельности, является важной составляющей физического здоровья, а в спортивной деятельности служит предпосылкой для развития других физических качеств. Ключевые слова: студенты, выносливость, физические упражнения.
От того, насколько хорошо это качество будет развито у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом, во многом зависит, насколько успешными будут его физкультурно-спортивные занятия в целом. Это обстоятельство определило важность данной темы.
Выносливость - это способность организма выполнять какую-либо деятельность в течение длительного времени без снижения ее эффективности. Из определения "выносливости" можно выделить несколько аспектов:
- способность мобилизовывать психофизические резервы и способность эффективно проводить соревновательные мероприятия во время двигательной активности на фоне стабильного баланса физических сил
- способность заниматься весьма специфической или целостной деятельностью.
- устойчивость организма к воздействию нарастающей усталости, способность организма продолжать тренировки с максимальной интенсивностью
Существует еще одна классификация различных форм сопротивления, которые группируются по определенным признакам.
А в любой деятельности человека задействован весь организм, то, в зависимости от ее разновидности, любое звено или система организма выполняет значительную часть работы. В процессе решения двигательной задачи спортсмен сталкивается с переутомлением, которое в каждом отдельном случае имеет определенный характер.
Например:
- выносливость на дальних дистанциях, всесторонняя игра или выносливость на выносливость
- выносливость к циклическим, ациклическим или смешанным нагрузкам
- общая или специальная устойчивость;
- выносливость при работе с определенной нагрузкой (максимальная, субмаксимальная, широкая, умеренная)
- локальная, региональная или глобальная выносливость
- аэробная или анаэробная выносливость;
- статическая или динамическая выносливость;
- выносливость на скорость, силу или координацию и т. д.
1. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - К: Здоровье, 1998. - 248с, ил.
2. Бакшеев М. Д. Построение учебно-тренировочных занятий в спортивном плавании : учебное пособие / М. Д. Бакшеев ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск : [б. и.], 2020. - 44 с. - Библиогр.: с. 24.
3. Бахрах И.И. Исследование и оценка биологического возраста / И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов: руководство по спортивной медицине. -Смоленск, 1991.-С.83-257.
4. Бачин В.П. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей у пловцов 8-17 лет: Автореф. ... канд. пед. наук / В.П.Бачин.-М.:ОГИФК,1989.-19с.
5. Бачин В.П. Изучение благоприятных (сенситивных) периодов в развитии скоростных возможностей у пловцов 8-17 лет / В.П. Бачин // Тез. докл. VII межвуз. конф. - Омск, 1989. - 115-116.
6. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: ООО «Издат-во АСТ» 2022. – 160 с, ил.
7. Булгакова, Н. Ж. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2021. — 400 с, ил.
8. Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: Учеб.пособие /В.А.Булкин.- СПбГАФК, 1996.- 47с
9. Вайцеховский С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.
10. Ваньков А. А. Оптимизация подготовки спортивного резерва на основании анализа многолетней тренировки пловцов высокого класса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Ваньков ; ГЦОЛИФК. - М., 1978. - 22с.
11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В.Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-331 с.
12. Вороненко С.В. Формирование ритмоскоростной структуры двигательного навыка в спортивном плавании с использованием искусственно созданных условий: Автореф. ... канд. пед. наук / С В . Вороненко.-М.,1987.-27с.
13. Воронцов А.Р. Биомеханические основы техники плавания: лекция для ин-тов физ. культуры / А.Р. Воронцов. -М., 1981.-35 с.
14. Глазырина, Л.Д., Физическая культура – для всех - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. - 176 с.
15. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: Владос, 1998. 20. Ерофеев, Л. М. Учитесь плавать / Л. М. Ерофеев. - Л.: Лениздат, 1978.
16. Иванов B.C. Основы математической статистики. Учебное пособие для институтов физкультуры. М. ФиС, 1990.- 118 с.
17. Кардамонова, Н. Н. Плавание: Лечение и спорт. Серия «Панацея» /Н.Н. Кардамонова. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 320с.
18. Карпман В.Л., Любина Б.Г. Динамика кровообращения у спортсменов / В.Л. Карпман, Б.Г. Любина. -М. : ФиС, 1982. - 135 с.
19. Карташов И.П. Специализированное развитие силовых возможностей в тренировке пловцов-кролистов: Автореф. дис. канд.пед. наук /КарташовИ.П.-Л.,1985.-21с.
20. Каунсилмен Д. Спортивное плавание / Д. Каунсилмен. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -208 с.
21. Лях В.И. Скоростные способности: Основы тестирования и методики развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1997. - № 3 . -С. 2-8.
22. Ляшко Г.И. Соотношение средств специальной скоростно- силовой подготовки высококвалифицированных пловцов-спринтеров кролистов в годичном цикле: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г.И. Ляшко. -М., 1985.-22 с.
23. Макаренко Л.П. Плавание / Л.П. Макаренко. М.: Физкультура и спорт, 1979.-С. 144.
24. Макаренко, Л. П. Техника спортивного плавания / Л. Г. Макаренко. -М.: Всероссийская федерация плавания (пособие для тренеров), 2020.
25. Макаренко, Л. П. Соревновательная деятельность пловца-спринтера/ Учебное пособие для вузов. – М.: РИО РГАФК,1999. – 42 с.
26. Морозов Н. Оценка состояния физической подготовленности пловцов-спринтеров в системе управления тренировочным процессом: учеб.пособие для ин-тов физ. культуры / Н. Морозов. - М., 1983.-65 с.
27. Морозов Н. Показатели основных сторон подготовленности пловцов-спринтеров и стайеров как критерии управления тренировочным процессом на этапе углубленной специализации: Автореф. дис. канд.пед. наук/Н.Морозов-М,1989.-23с.
28. Платонов В.Н. Тренировка пловцов высокого класса / В.Н. Платонов, О.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.
29. Платонов В.Н. Сильнейшие пловцы мира: Методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов, Л. Фесенко. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304с.
30. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения- М.: Советский спорт, 2022.- 820 с.